Содержание

Кремль заявил, что нужно разобраться в увольнении учителя в Петербурге — РБК

Дмитрий Песков (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Информацию об увольнении учительницы в Петербурге за чтение школьникам стихов Даниила Хармса и Александра Введенского нужно проверить, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, передает корреспондент РБК.

«Сейчас такое количество неточной или просто лживой информации, что сиюминутно реагировать на нее — дело незавидное», — отметил Песков.

Он добавил, что необходимо разобраться, действительно ли все произошло так, как рассказала учительница.

Вопрос, насколько вообще стоит оценивать программу литературы с точки зрения патриотичности автора, пресс-секретарь президента переадресовал в Министерство образования, назвав его сложным.

РБК обратился за комментарием к бывшей сотруднице гимназии Серафиме Сапрыкиной, в комитет по образованию Санкт-Петербурга и городскую гимназию №168, а также направил запрос в Министерство просвещения.

Хармса врагом не называли, но надо разобраться. Как чиновники и депутаты выходят из тени 37-го — Спорт — Новости Санкт-Петербурга

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/АрхивПоделиться

Сюжет с учителем Серафимой Сапрыкиной и стихами обэриутов за сутки долетел до Кремля. Правда, за заголовком «пресс-секретарь президента прокомментировал…» скрывалось ожидаемое: «Нужно сначала выяснить, так это было или не так это было. Сейчас такое количество неточной или просто лживой информации, что прямо сиюминутно реагировать на нее — дело незавидное. Нужно сначала все-таки все переподтверждать».

Министр просвещения Сергей Кравцов высказался примерно в том же ключе — надо разобраться. Однако в целом призвал более чутко относиться к преподавателям: «У нас учителя живут своей работой, своим делом, творчески вкладываются в развитие программ, стараются дать детям максимум, и если в ответ административный работник будет «включать дубину» по поводу и без, что мы получим на выходе? Считаю, что учитель должен быть полностью восстановлен в своих правах, продолжить работу с детьми».

Депутат-яблочник петербургского ЗакСа Борис Вишневский сообщил, что направит запрос в комитет по образованию. «Такое не должно сходить с рук, — написал он на своей странице. — И да, в том же Центральном районе администрация хочет уничтожить изображение Хармса. Знаковое совпадение».

Воздержаться от очевидных параллелей призвал секретарь местного отделения партии «Единая Россия» Сергей Боярский. «Я понимаю, что заголовки про возвращение в 37-й год продаются очень хорошо, но они не имеют никакого отношения к произошедшему, — заявил депутат. — Ни Хармс, ни Введенский не были запрещены и запрещены никогда не будут. Ни о какой литературной цензуре речи быть не может. По какой причине сотрудник библиотеки месяц назад уволилась из школы после того, как ее попросили не менять учебный план, детально предстоит еще разобраться».

Администрация Центрального района Петербурга, кажется, уже разобралась: «Серафиму Сапрыкину не увольняли, она уволилась по собственному желанию, — отметили в пресс-службе. — При этом директор школы Светлана Лебедева не произносила приписываемых ей слов о «врагах народа» и «пособниках фашистов». Будет ли в этой связи Светлана Лебедева предъявлять какие-либо претензии к Сапрыкиной, зависит уже от директора».

Позже дали пояснения: «Сапрыкина без согласования с руководством гимназии самостоятельно изменила тему занятия», после чего директор Светлана Лебедева провела с ней беседу о том, что учебного плана необходимо придерживаться. Фразы о «врагах народа» не звучали, говорят чиновники.

Неизвестно, как это повлияет на щедрость Музея истории ГУЛАГа, который пригласил Лебедеву на свою экспозицию и обещал «оплатить проезд и проживание за свой счёт». «Конечно, мы всегда рады провести экскурсию всем, кто сомневается в репрессиях или считает, что место этой величайшей трагедии в истории нашей страны «на богемных кухнях», — говорится на официальной странице учреждения.

Член СПЧ при президенте Александр Асмолов рассказал «МК», что попросил Совет по правам человека взять ситуацию на контроль: «Перед нами возник один из самых опасных прецедентов: учителя в буквальном смысле слова принудили покинуть гимназию, в которой она качественно преподавала».

Справка:

Свою версию событий, предшествовавших увольнению из 168-й школы, Серафима Сапрыкина изложила в Facebook накануне. По ее словам, директор Светлана Лебедева «с пугающе искаженным гневом лицом» приказала ей уволиться, так как учительница читала десятиклассникам «стихи «врагов народа» и «пособников фашистов» Введенского Александра Ивановича и Хармса Даниила Ивановича».

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/Архив

Поздняков: ОКР в контакте с FIG, нужно разобраться с судейством в Токио

https://rsport.ria.ru/20210809/averina-1744985268.html

Поздняков: ОКР в контакте с FIG, нужно разобраться с судейством в Токио

Поздняков: ОКР в контакте с FIG, нужно разобраться с судейством в Токио — РИА Новости Спорт, 09.08.2021

Поздняков: ОКР в контакте с FIG, нужно разобраться с судейством в Токио

Олимпийский комитет России (ОКР) находится в стадии коммуникации с Международной федерацией гимнастики (FIG) по поводу судейства в индивидуальном многоборье в… РИА Новости Спорт, 09.08.2021

2021-08-09T07:37

2021-08-09T07:37

2021-08-09T08:15

олимпиада 2020

олимпийские игры

арина аверина

дина аверина

художественная гимнастика

станислав поздняков

сборная россии по художественной гимнастике

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/07/1744853162_0:108:3259:1941_1920x0_80_0_0_0efa3119e09151cd4211c7de5573c062.jpg

ТОКИО, 9 авг — РИА Новости, Сергей Яременко. Олимпийский комитет России (ОКР) находится в стадии коммуникации с Международной федерацией гимнастики (FIG) по поводу судейства в индивидуальном многоборье в соревнованиях по художественной гимнастике на Олимпиаде в Токио, необходимо разобраться с работой судей, заявил РИА Новости глава ОКР Станислав Поздняков.ОКР ранее сформировал запрос по поводу судейства в индивидуальном многоборье в соревнованиях по художественной гимнастике на Играх и направил его руководству FIG.»В данный момент нам нужно разобраться с судейством. Это самая главная задача. После того, как будет объективно определена картина, будем делать следующие шаги. Я вижу это так», — отметил Поздняков.Россиянка Дина Аверина в субботу стала второй в индивидуальном многоборье на Олимпиаде в Токио, ее сестра Арина – четвертой. Золото завоевала Линой Ашрам из Израиля, которая в последнем выступлении уронила ленту. Сборная России осталась без золота в данной дисциплине впервые с 1996 года.

https://rsport.ria.ru/20210808/gimnastika-1744894210.html

https://rsport.ria.ru/20210808/mok-1744917851.html

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/07/1744853162_265:0:2996:2048_1920x0_80_0_0_d606264cd52013d2a4c546ab672c7b9f.jpg

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости Спорт

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

олимпийские игры, арина аверина, дина аверина, художественная гимнастика, станислав поздняков, сборная россии по художественной гимнастике

07:37 09.08.2021 (обновлено: 08:15 09.08.2021)

Поздняков: ОКР в контакте с FIG, нужно разобраться с судейством в Токио

ТОКИО, 9 авг — РИА Новости, Сергей Яременко. Олимпийский комитет России (ОКР) находится в стадии коммуникации с Международной федерацией гимнастики (FIG) по поводу судейства в индивидуальном многоборье в соревнованиях по художественной гимнастике на Олимпиаде в Токио, необходимо разобраться с работой судей, заявил РИА Новости глава ОКР Станислав Поздняков.

8 августа 2021, 08:36Олимпиада 2020″Убийство гимнастики в прямом эфире»: россияне в шоке от судейства на ОИ

ОКР ранее сформировал запрос по поводу судейства в индивидуальном многоборье в соревнованиях по художественной гимнастике на Играх и направил его руководству FIG.

«В настоящий момент мы находимся в стадии коммуникации с Международной федерацией гимнастики (FIG). Решение таких вопросов — ее прерогатива. Но вместе с тем мы проинформировали руководителей Международного олимпийского комитета о сложившейся ситуации. Коль скоро этот вопрос будет решаться в FIG, то один из вице-президентов ОКР Василий Титов является вице-президентом FIG, и мы надеемся, что он поможет в разрешении этого вопроса», — сказал Поздняков РИА Новости.

8 августа 2021, 12:27Олимпиада 2020В МОК не стали комментировать судейство в художественной гимнастике

«В данный момент нам нужно разобраться с судейством. Это самая главная задача. После того, как будет объективно определена картина, будем делать следующие шаги. Я вижу это так», — отметил Поздняков.

Россиянка Дина Аверина в субботу стала второй в индивидуальном многоборье на Олимпиаде в Токио, ее сестра Арина – четвертой. Золото завоевала Линой Ашрам из Израиля, которая в последнем выступлении уронила ленту. Сборная России осталась без золота в данной дисциплине впервые с 1996 года.

«Болгарский» депутат: С УДХ нужно разобраться

Новости | 15 04 2021, 12:01 | СеверПост

Фото: Администрация Мурманска


Под занавес внеочередного заседания мурманского Совета за трибуну встал скандально известный депутат Виктор Хабаров. Главред «Вечернего Мурманска» предложил разобраться с УДХ и ситуацией на предприятии.

Напомним, недавно назначенный руководитель Маргарита Ковалева передала СеверПост снимки производственной базы предприятия. Здания, где обслуживают и хранят технику, а также работают и отдыхают люди, похожи на трущобы. Гаражи проще снести, чем отремонтировать.

Ковалева также рассказала, что в рамках выделенного финансирования не может платить людям достойную зарплату и даже нормально поощрять при переработках.

Любопытно, что строчки в бюджете сами же депутаты и утверждают. А при действующем главе Мурманска Андрее Сысоеве, в его бытность главой администрации, и установилась существующая система.

Более того, в Совете заседает и депутат Станислав Ланин, который сам был в УДХ и директором, и заместителем руководителя.

В итоге к существующему состоянию УДХ скатывалось много лет. А теперь, когда результат хозяйствования выплыл наружу, совет собирается вызвать нового директора на ковер.

«Мы мимо этого дела пройти не можем», — заявил Андрей Сысоев.

Ранее СеверПост писал, что депутат и главный редактор «Вечернего Мурманска» Виктор Хабаров в течение нескольких лет скрывал коммерческую фирму, дом и банковский счет в Болгарии.


Читайте также: Полный голубой песец! Чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня подпишитесь на наш канал Telegram.







для борьбы с инфляцией нужно разобраться с монополиями и картелями — Агроинвестор

Минэкономразвития считает, что цены на продукты питания нужно регулировать только в экстренных случаях и точечноС. Николаев

В 2021 году перед правительством стоит задача разобраться с монополизацией и картелизацией отраслей, ориентированных на конечное потребление, заявил в ходе правительственного часа председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев. По его мнению, правительству необходимо внимательно следить за ситуацией на рынке, чтобы при необходимости оперативно снять существующие ценовые ограничения, а также «принять тот факт, что в 2021 году бороться с инфляцией одними пошлинами и льготами не получится».

Жигарев отметил, что 2020 год осложнился резким ростом цен на базовые продукты питания и таким же резким падением доходов населения. «По данным Счетной палаты на 21 декабря 2020 года, по сравнению с декабрем 2019 года цены на сахар выросли на 67,5%, на гречку — на 40%, на подсолнечное масло — на 26,5%, на картофель и морковь — на 31% и 27% соответственно», — привел данные депутат. Он также отметил, что опыт регулирования цен показал необходимость строго кратковременных мер воздействия.

Аналогичного мнения придерживается глава Минэкономразвития Максим Решетников. Выступая в Госдуме, он заявил, что цены на продукты питания в России при их подорожании нужно регулировать только в экстренных случаях и точечно. Также он отметил, что введение государственного регулирования цен на более широкий круг товаров сейчас «очень опасно» и те меры, которые принимает на сегодняшний день правительство, — максимум того, что оно может себе позволить. «Они (меры) должны быть ограничены по времени и по видам продукции», — уточнил Решетников.

«Правительство сможет самостоятельно устанавливать и установило параметры для регулирования цен на социально значимые продовольственные товары. Но, конечно, мы исходим из того, что подобный инструмент — это экстренный инструмент и должен приниматься для очень точечных, для отдельных случаев <…>. Распространять регулирование на более широкий спектр товаров крайне опасно. Мы по цепочке должны регулировать и все составляющие цены, тогда мы придем к тотальному регулированию цен. Наше отношение к этим мерам — очень осторожное», — сказал Решетников.

По его словам, необходимо дальше анализировать, насколько эффективно работают принятые меры по сдерживанию роста цен на продовольствие, и «при необходимости своевременно их менять». «Но главным образом, нам надо сделать так, чтобы все меры работали на долгосрочный период, и создать предсказуемую для бизнеса среду», — подчеркнул министр.

Говоря о стабилизации цен на продукты питания, он обратил внимание, что делается ставка на механизмы экономического регулирования. Так, производителей сахара поддержали льготными кредитами, в масложировом секторе были введены экспортные пошлины на сырье, мукомолам и пекарям предоставили субсидии из бюджета. «Ввели квоты на экспорт зерновых и вывозные пошлины на пшеницу. Все эти меры были приняты в конце ноября-декабре прошлого года», — добавил Решетников.

Рост цен был отмечен, в первую очередь, на социально-значимые продукты питания, по словам министра, на это повлияла динамика валютного курса: к концу осени рубль стал слабеть и перенос в цены валютного курса оказался сильнее и выпал на ноябрь-декабрь 2020 года. Также на цены повлияло увеличение стоимости товаров на мировых рынках и ультрамягкая денежная политика во многих странах.

Загрузка…

«Нужно разобраться, почему погибли люди. А я продолжаю командовать кораблем» | Статьи

Тихоокеанский флотский военный суд на основании вердикта присяжных 14 октября оправдал командира атомной подлодки «Нерпа» Дмитрия Лаврентьева и матроса Дмитрия Гробова. Моряков обвиняли в гибели 20 человек 8 ноября 2008 года во время испытания подлодки в Японском море. Люди задохнулись после случайного срабатывания газовой противопожарной системы. Сразу после окончания процесса Дмитрий Лаврентьев дал  интервью «Известиям».

— Хочу сказать спасибо вашей газете за поддержку, которую она оказывала в ходе этого непростого дела. Также я бы хотел через «Известия» поблагодарить всех, кто нас поддерживал: ветеранов, моряков, клуб подводников и всех тех простых людей, кому небезразлична судьба военных моряков. Именно общий настрой помог нам выиграть.

— Как себя чувствуете после оглашения приговора?

— Ощущения самые положительные, так как вынесен объективный и соответствующий реальному положению дел вердикт. Слушания проходили в достаточно напряженном режиме. Прошло 60 заседаний, заслушано более 150 свидетелей. Тяжело было всем: и суду, и присяжным.

— В ходе процесса неоднократно высказывалось мнение, что присяжные — рядовые граждане и недостаточно компетентны, чтобы вникать в результаты химико-технических экспертиз. Действительно ли была такая проблема?

— Высказываясь на какую-то тему, эксперты учитывали, что перед ними — не коллеги, а именно присяжные, и пользовались доступным им языком. Хочу отметить внимательность коллегии, ее члены работали вдумчиво. У них постоянно появлялись какие-то вопросы, которые они передавали через старшину присяжных судье.

— Возникало ли у вас ощущение, что «сверху» поступило указание во что бы то ни стало осудить вас с Гробовым?

— Не могу судить. Стороны отстаивали свои убеждения. Защита оказалась убедительнее.

— Кто же все-таки виноват в аварии на атомоходе?

— Я считаю, что в катастрофе виновата техника. Было две проблемы — сырое программное обеспечение и состав огнегасящей смеси, состоящей на две трети из тетрахлорэтилена. Именно его наличие в смеси я считаю причиной гибели людей. Эксперты объяснили, что фреон — малотоксичный газ, а ядовитым становится лишь при взаимодействии с пламенем. А у нас пожара не было. Если взять военно-медицинские документы, то можно увидеть, что для гибели людей нужно было вдуть во второй отсек не три баллона фреона, как это произошло, а девять. И то люди гарантированно погибнут лишь через 30 мин.

— А ядовитый газ, по вашему мнению, выделился из-за сбоя в программе?

— Да, из-за недоработок в программном обеспечении. Между военно-морским флотом и производителями программ до сих пор не разрешен конфликт, первые недовольны сырыми программами, а вторые отрицают недоработки.

— Потерпевшие остались в замешательстве после вашего оправдания, ведь в деле «Нерпы» больше не осталось обвиняемых.

— Я глубоко сочувствую родственникам и понимаю, какая это боль и трагедия — потерять своих близких. Я и сам ходил к женам погибших в первый день после прибытия корабля на базу. А потом — на похороны. Нужно найти настоящих виновников и дать правдивый и аргументированный ответ на вопрос, почему погибли люди.

— Какие планы на ближайшее будущее?

— С ближайшего понедельника восстанавливаюсь в должности и продолжаю командовать кораблем.

В чем нужно разобраться, чтобы получить полную стипендию для учебы за рубежом

Камила Шайбакова

выиграла несколько грантов

Профиль автора

В 2016 году я получила стипендию на обучение в зарубежной магистратуре, а потом выиграла еще несколько грантов

В итоге я стала помогать друзьям заполнять заявки на программы обмена и конференции. Постепенно помощь с поступлением и стипендиями стала одним из направлений моей работы.

Первое образование я получила в Казанском федеральном университете, где училась на юриста. После бакалавриата решила податься на стипендию High Potential Scholarship на обучение в магистратуре по правам человека в Маастрихтском университете, в Нидерландах. Не особенно верила в успех, но эксперимент оказался удачным. В тот же год дошла до полуфинала стипендии Chevening, выиграла стипендию Erasmus+ для учебы по обмену в Лейпциге и несколько грантов для участия в конференциях в Швейцарии и Великобритании. В 2017 году я начала учиться в Голландии.

По возвращении в Россию спустя четыре года я защитила кандидатскую диссертацию в КФУ на основе наработанных опыта и знаний. После этого год жила в Швеции, а сейчас снова вернулась в Нидерланды и живу в Амстердаме, где работаю над проектами в области образования и прав человека.

По моим наблюдениям, большинство студентов не верят, что смогут поучиться за границей. Но мой опыт и опыт моих друзей доказывает: поступление в престижный вуз со стипендией возможно, даже если в резюме только университетские конференции и отличные оценки. Кроме того, если разбить большой и сложный процесс на маленькие шаги, подача заявления станет чуть менее пугающей, ведь с планом действий легче понять, что делать.

За годы работы я выделила несколько основных вещей, в которых надо разобраться, чтобы выбрать — и, может быть, выиграть — подходящий грант. В статье сосредоточусь на магистратуре: у меня в этом больше опыта.

НОВЫЙ КУРС

Курс о больших делах

Разбираемся, как начинать и доводить до конца масштабные задачи

Покажите!

Какими бывают стипендии и как это влияет на отбор кандидатов

Решение о присуждении стипендии принимают после изучения заявки и сопроводительных документов. Редко могут позвать на собеседование, где представители стипендиальной программы спрашивают о мотивации, планах, иногда задают вопросы по специальности.

Чтобы увеличить свои шансы при отборе, надо понять, на какие критерии опирается стипендия, и подобрать грант, который ориентирован на человека, похожего на заявителя.

Например, многие программы Erasmus Mundus — они включают в себя одноименную полную стипендию — требуют от кандидата знания двух или даже трех иностранных языков, ведь программа обучения проходит в разных странах. Следовательно, если вы подаете заявку, имея в своем арсенале лишь русский и английский, будьте готовы к отказу.

Для понимания критериев лучше всего разобраться в типах стипендий. Можно выделить три основных.

Merit-based — стипендия, основанная на достижениях: академических, профессиональных, на личностных качествах, например умении заводить и поддерживать связи и вести за собой людей.

К примеру, такие стипендии, как Chevening и Swedish Institute Scholarships for Global Professionals, ищут кандидатов с большим опытом работы и лидерскими качествами. Поэтому, если вы только выпустились из вуза и еще не набрались профессионального опыта, подаваться на эти программы может быть еще рано.

То же самое относится и к стипендиям, которые требуют значительных академических достижений и высоких оценок в дипломе. Таких стипендий много в Европе: High Potential Scholarship Маастрихтского университета в Нидерландах, Hill Foundation Scholarship Оксфордского университета в Великобритании или DAAD в Германии.

Erasmus Mundus часто отбирает кандидатов с большим международным опытом, будь то учеба, стажировка, волонтерский проект или участие в конференциях.

Для подачи на merit-based-стипендии обычно необходимы документы с подтверждением достижений:

  1. Диплом или выписка из зачетной книжки, аттестат.
  2. Мотивационное письмо.
  3. Резюме.
  4. Рекомендательные письма.
  5. Подтверждение академических успехов.
  6. Примеры академического письма.

Need-based — стипендия, основанная на финансовой нужде. Стипендии, призванные поддержать талантливых студентов, которые не могут позволить себе учебу самостоятельно.

Основанием для присуждения таких стипендий служит финансовое положение студента и его семьи. Для решения о присуждении обычно составляется список нуждающихся, отсортированный по финансовому положению. Примером служит Diritto allo Studio (DSU) в Италии. Размер стипендии будет отличаться в зависимости от того, в какую категорию вы попали.

Если попали в группу «самых нуждающихся», можете претендовать на полное покрытие обучения, а также 5000 €⁣ (425 000 Р) в год, питание, проживание и другие льготы. Если вы попали в группу «менее нуждающихся», можно претендовать на покрытие обучения и некоторых других трат, например питания, а также на льготы. Уровень благосостояния рассчитывается по индикатору ISSE, который учитывает бюджет, количество денег, имущество семьи.

К сожалению, такие стипендии довольно редкие и зачастую встречаются только в Италии. Стипендии DSU могут немного различаться в зависимости от региона, где студент будет проходить обучение. Примеры стипендий DSU: EDISU Piemonte, Lazio Disco и Veneto.

Для подачи понадобятся финансовые документы: выписка из реестра недвижимости, справки из налоговой, с места работы, банковские выписки. Полные списки требований опубликованы на сайтах программ. О том, как их читать, я напишу ниже.

На need-based-стипендии лучше подаваться, если вы не уверены в своих силах для merit-based-стипендий или хотите иметь запасной вариант, если не получите стипендию мечты.

Merit and need-based — стипендия, основанная на финансовой нужде и достижениях. Она учитывает не только финансовое положение студентов, но и их достижения.

Такие стипендии могут как покрывать расходы частично — например, в виде оплаты обучения, скидок или фиксированной суммы, — так и полностью компенсировать стоимость обучения и проживания. Пример такой стипендии — ISU Bocconi Scholarship. Похожий вид финансовой помощи можно найти на программах бакалавриата в США, где сначала оценивают студентов на основе достижений, а затем изучают финансовое положение их родителей, чтобы определить размер помощи.

Следовательно, для подачи понадобятся и финансовые документы, и достижения для merit-based-стипендий: высокий средний балл, хорошие рекомендации, стажировки, волонтерство и награды. Подаваться на такие стипендии лучше тем, у кого есть достижения из указанных выше областей, но при этом не очень высокий доход.

При выборе следует здраво оценить свои достижения и задать себе несколько вопросов, которые помогут определить, на какой тип стипендий лучше обратить внимание. В чем заключаются мои самые сильные качества? В какой сфере у меня больше всего конкретных достижений: в академической, профессиональной или, может быть, волонтерской? Как я могу приумножить достижения? Изменить оценки в дипломе невозможно, но можно пройти еще одну стажировку, поучаствовать в волонтерском проекте или придумать собственную лидерскую инициативу. Понимание критериев поможет уменьшить количество отказов.

Координатор моего проекта, помогающего в поступлении, Софья Колтовская не попала на обучение в Италию, но не опустила руки и продолжила подавать заявки — и теперь учится в аспирантуре в Японии по стипендии MEXT

Как искать стипендии и почему стоит уделить внимание не только самым популярным

По моим наблюдениям, большинство студентов из года в год подают бумаги на одни и те же стипендии: Chevening, Fulbright, SISGP (в прошлом — VISBY), Eiffel Scholarship, Erasmus Mundus, DAAD. Это престижные стипендии, которые покрывают все расходы, но многие пытаются получить их лишь потому, что информацию легко найти в интернете.

Минус такого подхода в том, что, если вы соберетесь подавать туда документы, остальные студенты сделают то же самое. Конкуренция возрастает, и, следовательно, конкурс на место повышается.

Например, в 2020 году Шведский институт опубликовал статистику: 168 человек подали заявку и только 12 получили стипендию. Конкурс — 14 человек на место. Если взять Chevening, то лишь 2—3% подающих заявки получают стипендию, что служит «знаком потенциала и престижа».

Но кроме указанных стипендий существует множество других, менее известных. Чтобы их найти, нужно потратить больше времени и сил. Расхожее заблуждение, что самый энергозатратный процесс в поступлении — написание мотивационного письма. Подбор менее известных стипендий — процесс такой же затратный, на него может уйти и месяц, и три. Но чем усерднее участник подойдет к поиску программ, тем больше шансов, что он найдет стипендию, которая ему подойдет и про которую не будут знать все поступающие. Вот несколько примеров:

  • Government of Ireland International Scholarships, магистратура, Ирландия;
  • Denmark Government Scholarships, магистратура, Дания;
  • Université de Lausanne Master’s Grants, магистратура, Швейцария;
  • St Andrews International Excellence Scholarship, бакалавриат, Великобритания;
  • The Karsh Scholarship, бакалавриат, США.

В большинстве случаев такие стипендии могут также покрывать все или большинство расходов, а статус стипендиата может прекрасно смотреться в резюме в качестве достижения.

Мой вывод не значит, что не нужно подавать заявки на престижные стипендии. Важно проверить, насколько студент соответствует критериям отбора, и запастись парой запасных вариантов.

Стипендии можно искать несколькими способами: по странам, университетам или агрегаторам.

По странам. Проверьте, есть ли у страны, где хочется учиться, сайт StudyIn. Эти сайты созданы государством, там представлена полная информация о системе образования, программах, стипендиях, визах для иностранных студентов. Такие сайты есть у многих стран:

Ищите вкладку Scholarship или Finance Your Studies. Там указана общая информация о том, какие стипендии представлены в университетах, иногда есть примеры и ссылки на конкретные стипендии, как на нидерландском сайте.

По университетам. Для начала можно составить список университетов, которые вам нравятся: на основе мировых рейтингов, отзывов, местонахождения или других критериев. Затем проверить, предлагают ли эти университеты учебные программы, которые вас интересуют, и открыть вкладку Scholarships. Там и будут перечислены стипендии, которые есть в выбранном университете.

По агрегаторам. Агрегаторы собирают информацию из разных источников, но она бывает устаревшей, лучше перепроверить самостоятельно. Несколько агрегаторов, которые нравятся мне:

  • Scholarship Portal — достаточно полный каталог программ;
  • Armacad — хороший каталог стипендий, иногда встречаются редкие;
  • Hey Success — интересный выбор стипендий и стажировок.

Еще информацию о стипендиях публикуют в телеграм-каналах и инстаграм-аккаунтах:

Как разобраться на сайте стипендии и какую информацию там можно получить

Страницы стипендий зачастую устроены довольно запутанно, и нужно запастись временем и силами, чтобы изучить все ресурсы вдоль и поперек. Но это того стоит: обычно на сайте есть вся информация, которую люди ищут на сторонних ресурсах.

Для меня примером запутанного сайта служит сайт стипендии SISGP. В нем много разделов и страниц, где по крупице описывается идеальный кандидат. В одном разделе написано, что необходимо охватить темы Устойчивого развития ООН, в другом — про социальную устойчивость, в третьем — про лидерство, в четвертом — про четкую идею того, как программа обучения в Швеции принесет пользу родной стране потенциального стипендиата. Чтобы составить хорошую заявку и успешно написать мотивационное письмо, важно попытаться охватить все пункты и раскрыть свою кандидатуру в рамках требований.

Ключевые слова, которые сам Шведский институт использует для описания целевой аудитории стипендии, помогут понять ее фокус и направленность. Источник: SISGP В разделе «Кого мы ищем» четко прописаны желаемые навыки и таланты будущих стипендиатов. Источник: SISGP На сайте стипендии SISGP каждый год прописывают приоритетные направления опыта работы будущих стипендиатов. Источник: SISGP Еще прописывают пожелание, чтобы будущие стипендиаты были вовлечены в работу или волонтерство в секторе гражданского общества. SISGP

Нет специальных тактик, на что обращать внимание и как найти нужную информацию. Важно просто внимательно изучить весь сайт и все вкладки, включая описание стипендии, критерии отбора, требования, список документов, портрет идеального кандидата, интервью с выпускниками. В каждом разделе есть информация, которая может пригодиться для выводов.

Еще обращайте внимание на ключевые слова и выражения, которые повторяются несколько раз для описания кандидатов. Стипендия Chevening много раз упоминает слова leader, leadership, change. Анализ, возможно, поможет понять, какого человека ищет Chevening, и представить себя в таком свете в мотивационном письме.

Мое мотивационное письмо по нетворкингу для стипендии Chevening

Где искать дополнительную информацию и советы

После того как вы подробно изучили сайт программы, проанализировали требования, критерии отборов и документы, можно поискать стипендиатов или выпускников тех программ и стипендий, куда вы мечтаете поступить. Они могут рассказать о своем опыте, ответить на ваши вопросы о заявке, если вы чего-то не поняли. Кроме того, изучение их резюме или профилей в социальных сетях, особенно профессиональных вроде «Линкедина», могут помочь сравнить их с вашими собственными. Расскажу, как найти стипендиатов.

Подкасты про образование за границей. Появляются классные проекты, которые берут интервью у стипендиатов. В описании выпусков обычно есть их контакты — инстаграм или телеграм. Вот мои любимые:

  • «Мама! Я в Европе!» — подкаст Даши и Насти, где они не только берут интересные интервью, но и делятся своими открытиями;
  • «Как поступить?» — подкаст, в котором Вика берет интервью у стипендиатов самых престижных стипендий мира: Fulbright, DAAD, Chevening, Stipendium Hungaricum — и спрашивает совета для поступающих;
  • «А меня возьмут?» — подкаст Лизы: раньше она брала интервью у стипендиатов, а сейчас сама учится в Оксфорде с полной стипендией, поэтому в ее подкасте много Оксфорда.

«Линкедин» и «Фейсбук». В социальных сетях вы можете поискать по ключевым словам: часто стипендиаты указывают информацию в описании профиля. Еще многие стипендиаты состоят в тематических группах, которые тоже можно найти, введя ключевые слова в поиске соцсети, обычно это название стипендии.

Тематические телеграм-каналы. Новый тренд — вступать в тематические группы, где ребята поступают вместе. В них могут состоять и стипендиаты, также можно попросить их контакты у участников.

В социальных сетях во вкладке поиска можете просто вводить названия стипендий, а далее уже вручную искать более-менее активные группы и сообщества. На скриншоте пример поиска сообществ стипендии Chevening В «Линкедине» также просто можно ввести название стипендии. На этом скриншоте я ввела Chevening — и сразу появилось множество профилей стипендиатов Группа для SISGP

Как сделать заявку логичной и последовательной

Любая заявка — это история кандидата, рассказанная приемной комиссии. Чем эта история последовательнее и яснее, тем лучше. Ведь у приемной комиссии будет меньше вопросов и соискателю, и к его заявке, а следовательно, больше понимания, кто он и чего хочет от жизни.

Распространенная ошибка — несоответствие планов тем проблемам, которые студент выделяет в своей отрасли. В основе успешной заявки обычно лежит четкая проблема, которая тормозит отрасль. Проблема может быть крупной и глобальной, а может быть небольшой, местной — здесь нет предпочтительного варианта.

Скажем, соискателя волнует несовременный подход к образованию в его стране, но, описывая свои планы, он указывает, что планирует пойти в аспирантуру, а потом преподавать в университете. Но проблема устаревшего подхода к образованию обычно не решается на уровне преподавателя в университете — это более комплексная и масштабная задача, которую нужно вынести на уровень администрации университета, а то и на общегосударственный уровень. Даже если один конкретный преподаватель будет использовать инновационные методы преподавания, это не решит указанную проблему, потому что соискатель все равно будет ограничен программами и методиками факультета и университета. Более «правильный» план для достижения этой цели — работа в менеджменте или министерстве образования.

Моя коллега Милена Озернова учится на последнем курсе бакалавриата в Дьюкском университете в США с полной стипендией. Милена считает, что получить престижную стипендию ей помогли хорошие мотивационные письма и рекомендации, опыт международного волонтерства и участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах, таких как «Модель ООН»

Это не единственный пример того, как личная история может быть непоследовательной. Желательно также указать причину обучения по программе, что становится особенно актуально, если кандидат меняет специальность — даже слегка. Если он учился по программе лингвистики и работал переводчиком, но собирается поступать на программу по психологии, важно объяснить, что послужило причиной или триггером смены сферы деятельности.

Если вы чувствуете, что вам нужно полностью «поменять» личность, чтобы поступить на определенную программу или получить стипендию, возможно, стоит подобрать другую специальность или более близкий по духу грант.

Баланс между хвастовством и скромностью

К сожалению, многие считают так: чтобы поступить, нужно представить себя кем-то другим, придумать что-то необычное или сказать то, чего от тебя ожидают, — но это совершенно не так. Любая мотивация, любой проект, любые карьерные планы — часть вашего собственного пути: не стоит притворяться тем, кем вы не являетесь. Часто приемная комиссия хочет увидеть живых и настоящих кандидатов с неудачами и страстями в профессиональной жизни, а не идеальных людей.

Если вы участвовали в организации конференции на 1000 человек, не пишите, что организовали всю конференцию самостоятельно, укажите, за какие процессы отвечали. Можно написать так: planned and organized coffee-breaks at the international conference for 1000+ persons.

Другая сторона — излишняя скромность, которая характерна для кандидатов из России, в отличие от американцев и европейцев. Мы часто недооцениваем свои достижения, а существующие представляем скромно. Реальный пример, который я люблю приводить, — субботники. Абитуриент из России представил субботники, в которых участвовал, так: annual clean-up in my neighborhood. Абитуриент из США представил похожую деятельность как social-ecological sustainability project. В целом мы говорим про одно и то же, не врем, но то, как по-разному ребята преподнесли одинаковый опыт, наглядно показывает важность позиционирования, почему нельзя преуменьшать проекты и достижения.

Соискатели из РФ и СНГ часто не воспринимают свой опыт серьезно или не понимают, что он играет важную роль. Например, ребята сомневаются, указывать ли, что они состояли в студенческом активе или совете, профсоюзе, были старостой. Этот опыт обязательно нужно учесть: он крутой, показывает кандидата с разных сторон — и как лидера, и как человека, который заботится о защите прав студентов.

На что обратить внимание при проверке пакета документов

Документы — самый важный аспект всей заявки. Не стоит недооценивать процесс подготовки документов, но и не стоит сильно его пугаться. Документы рассматривают несколько человек, и важно то, как убедительно соискатель составил свою заявку и насколько четко документы помогают раскрыть его личность. Вот основные документы, которые требуются практически везде:

  1. Заявка.
  2. Образовательные документы: диплом, приложение, выписки из зачетной книжки, справки — и их переводы.
  3. Мотивационное письмо.
  4. CV.
  5. Рекомендательные письма.
  6. Языковой сертификат: IELTS, TOEFL, DaF и другие.

Заявка. Зачастую заявка — документ, куда кандидат вносит общие данные о себе: личные сведения, информацию об образовании, о том, в какие университеты хочет поступить. Заявка обычно не требует креативности, только внимательности при вводе данных.

Страница для заявки на сайте стипендии Chevening Страница для заявки на сайте стипендии DAAD

Образовательные документы. Для подачи документов на зарубежные магистерские программы в 95% случаев не нужен диплом, можно подать заявку, еще будучи студентом выпускных курсов. Диплом можно будет дослать позже, летом, это не повлияет на результаты поступления или стипендии. Ребята, у которых еще нет диплома на момент подачи заявки, предоставляют выписку из зачетной книжки, где также представлен список предметов, оценки, часы или кредиты — зачетные единицы.

Когда дело касается образовательных документов, встает вопрос их заверения. Существует несколько видов заверения копий и оригиналов документов:

  • университетское заверение;
  • нотариальное заверение;
  • апостиль.

Будьте внимательны, читайте требования к заверению документов: в Германии не всегда принимается университетское заверение, а в Хельсинкском университете не всегда подойдет нотариальное.

Университетское заверение. Университет имеет право заверять копии документов, которые выдает сам или к которым имеет отношение, например справки, поэтому часто университет сам может заверить копии диплома. Обычно это делается быстро и легко: нужно подойти в отдел для работы со студентами или в деканат, где на копиях диплома ставится печать «Копия верна» и подпись человека, который заверяет документ.

Плюс метода в том, что это бесплатно и быстро. Минус — не все зарубежные университеты принимают университетское заверение, предпочитая нотариальное.

Диплом СПО, заверенный студенческим отделом. Источник: skolkos.ru

Нотариальное заверение. Нотариус удостоверяет, что представленная копия верна и соответствует оригиналу диплома или аттестата. Чтобы заверить диплом или аттестат, вам нужно прийти к любому нотариусу с оригиналами и копиями документов. Нотариус сшивает документы и ставит печать и подпись, подтверждая, что копия соответствует оригиналу.

Плюсом такого заверения служит то, что его принимает большинство университетов и стипендиальных фондов. Минус в том, что заверение может быть недешевым — около 5000 Р за комплект документов.

Апостиль. Это международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации.

Апостиль редко требуется для подачи заявок. Есть страны вроде Италии и Австрии, которые могут требовать предоставление апостилированных документов для регистрации в университете, то есть когда соискатель уже принял предложение университета и точно решил, что будет учиться там.

Кроме самих документов, нужно направить и переводы бумаг. Вид перевода зависит от требований программы и стипендии. Перевод бывает:

  • простой, самостоятельный — когда вы переводите сами и не заверяете, встречается редко;
  • сертифицированный университетский — его заверяют переводчики, которые работают в университете, обычно в международных отделах;
  • сертифицированный в бюро переводов;
  • заверенный нотариусом или присяжными переводчиками.

Мотивационное письмо. При написании советую обратить внимание на прошлый опыт и задать себе несколько вопросов. Я предлагаю ребятам представить такую ситуацию, чтобы показать свою кандидатуру в самом выгодном ключе. Вы работник приемной комиссии, каждый день просматриваете 20—100 заявок. Что бы вы хотели увидеть в мотивационном письме, чтобы оно вам запомнилось?

Скажем, подойдите к проблеме так: «Если бы моя жизнь была фильмом, в чем заключалась бы его завязка?» Отсюда вытекают дополнительные вопросы:

  • Какой опыт стал переломным моментом в моей жизни, определил мой жизненный путь и ценности?
  • Почему я решила учиться за границей? Какая у меня миссия?

Из них следует вторая группа вопросов — «Чем закончится мой фильм?»:

  • Какую глобальную проблему я хотела бы решить с помощью этого образования и стипендии?
  • Почему я главный герой моего фильма и зачем мне его смотреть?

Это база любой мотивации, если только университет не задает другие, более точные вопросы.

Важно написать отдельное письмо для каждой программы, куда вы подаете документы. Даже если студент подает заявку на идентичные программы в Университетский колледж и Королевский колледж Лондона, у него не должно быть двух одинаковых мотивационных писем. У каждого университета свои ценности и сильные стороны, и мотивационное письмо должно показать, почему именно этот университет запал в душу. Не забудьте о конкретных примерах, курсах, профессорах, с которыми бы хотелось работать. На мой взгляд, лучше написать качественные и хорошо продуманные мотивационные письма на три программы и стипендии, которые соответствуют профилю студента, чем отослать слабые заявки на десять программ и не пройти ни на одну.

Я считаю пустой тратой места перечисление владения навыками работы в «Микрософт-офисе», «Зуме» или личностных качеств без примеров и конкретизаций. «Коммуникабельный», «пунктуальный» без примеров — просто оценки. Если все же решите включить их раздел навыков, то можете написать вот так: Organizational skills. I have organized 20+ conferences with an overall number of 500+ participants.

Так вы показываете, что это не просто ваше личное оценочное суждение, а подтвержденный результат.

Рекомендательные письма. Главный враг любого рекомендательного письма — общие фразы и краткость. Если ваш рекомендатель просто пишет, что вы хороший студент, то без примеров сложно понять, что подразумевается: хороший исследователь, отличник, активный на семинарах? Кроме того, в рекомендации важно показать потенциал студента.

Для приемной комиссии единственный способ понять, какой человек кандидат, — послушать, прочесть мнение преподавателя, который с ним уже работал и узнал его получше. Плюс, как и CV, рекомендательное письмо — возможность показать навыки и достоинства.

Хотя есть у меня любимый пример краткого рекомендательного письма, которое в 19 лет дали будущему нобелевскому лауреату Джону Нэшу

Еще один важный шаг перед отправкой документов — пруфридинг, или вторая проверка, корректура. Здесь речь и о тщательной проверке английского или другого языка, и о форматировании документа, разделении на абзацы, буллет-поинтах, запятых, выравнивании и других особенностях написания резюме и мотивационных писем. Документы кандидата — это его «лицо», и чем аккуратнее, красивее и, главное, грамотнее он их преподнесет, тем больше шансов на успех. Хорошие и грамотные документы иногда служат в том числе критерием отбора — он называется accuracy.

Попросите прочитать документы друзей, преподавателя английского или профессионалов, которые знакомы с процессом поступления за границу. Привлечение другого человека к прочтению важно, потому что иногда замыливается глаз и мы перестаем замечать явные ошибки или непонятные формулировки.

Если попросить некого или не хотите вовлекать в процесс других людей, можете использовать подручные средства, например проверку английского в сервисах вроде Grammarly или Ginger. Их минус в том, что они не проверят полностью и хорошо, но по крайней мере артикли и запятые помогут расставить. Если вы не уверены в своем английском, старайтесь писать не очень длинными предложениями, чтобы смысл не терялся. Плюс носители сами не всегда пишут сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями. Еще один совет — написать и отложить документ на пару дней или неделю, а потом вернуться к нему и прочитать свежим взглядом.

Писать про свой опыт на английском, к тому же красочно и убедительно, — задача не из легких. Даже если вам кажется, что вы преподнесли все четко и понятно, к сожалению, это не всегда так. Если человек из приемной комиссии не нашел нужные документы или не понял несколько абзацев из мотивационного письма, это не его проблемы, а соискателя. Поэтому стоит уделить подготовке документов должное время. Из чего следует еще одно правило.

Как соблюсти тайминг и не подаваться в последний момент

В сроках легко запутаться: у разных стипендий разные дедлайны. На одни стипендии, например DAAD, нужно подавать документы до подачи на учебные программы университетов; на другие, например SISGP, — после; на третьи, например Utrecht Excellence Scholarship, — одновременно.

Совет, которым я всегда пользуюсь сама, — составить список дедлайнов или писать таблички с ними. Раньше я делала это просто на листке бумаги или в «Ворде», сейчас использую Notion, там можно удобно сортировать по датам.

Моя табличка с дедлайнами

Самые ранние дедлайны — в ноябре, у стипендий DAAD, Chevening, Hill Foundation. В среднем большинство дедлайнов закрываются в период с декабря по февраль — это Erasmus Mundus, Stipendium Hungaricum, стипендии в Нидерландах, часть французских стипендий. После марта процесс подачи на стипендии понемногу утихает.

На подбор стипендий и программ закладывайте от двух до восьми недель. Чем глубже и эффективнее будет поиск, тем больше вероятность, что найдете более редкую стипендию, про которую мало кто знает, или стипендию, которая максимально подойдет по требованиям. При планировании написания и подписания рекомендательных писем учитывайте праздники, командировки, выходные, отпуска ваших рекомендателей. Рекомендации — документы, которые можно делать заранее.

На написание мотивационного письма также закладывайте от одной до пяти недель, хотя я знаю ребят, которые писали крутые и выигрышные письма за ночь. Важно изучить сайты стипендий, поговорить со стипендиатами, подумать, как лучше представить себя и свою стратегию.

Загружать и отправлять документы важно не в последний день. Мой совет — начать проверку документов как минимум за неделю до дедлайна, а лучше намного раньше. У вас было достаточно времени, чтобы исправить грамматические или смысловые ошибки, а иногда даже найти недостающий документ, например школьный аттестат, о котором вы напрочь забыли. К тому же за два дня до дедлайна порталы для подачи заявки обычно начинают сильно висеть, что может поставить под угрозу весь процесс поступления. И не забывайте, что некоторые стипендии и программы требуют отправить пакет документов по обычной почте, на что может уйти несколько недель.

С чем связаны отказы и что с ними делать

Причины отказов бывают разные, и это не всегда слабое резюме. Зачастую они связаны с ошибками в документах или особенностями стипендий.

Формальные критерии. Например, у студента нет опыта работы, высокого среднего балла или он не предоставил нужный документ.

Географическое распределение стипендии. Зарубежные приемные комиссии строго придерживаются правил недискриминации, обычно они зафиксированы на сайте вуза в разделе «Об университете» или подобном.

Но у стипендий все же могут быть квоты. Квоты по странам существуют, чтобы ребята из развивающихся регионов смогли получить качественное образование. Бывают квоты по месту учебы и другим критериям.

Политика недискриминации Гарвардской юридической школы. Источник: сайт Гарварда Политика равенства Оксфорда. Источник: сайт Оксфорда Страница с квотами для стипендиальной программы в Норвегии. Источник: Study in Norway Квоты по университетам в докторских программах правительства Канады. Источник: сайт правительства Канады

Специализация стипендии. Большинство стипендий не пишут о предпочтительных направлениях. Исключением служит разве что SISGP — Swedish Institute Scholarships for Global Professionals, которая открыто говорит: стипендиаты должны иметь опыт или потенциал в Целях устойчивого развития ООН.

Но, по моему опыту, стипендии часто дают ребятам, которые собираются учиться на социально значимых или социально острых направлениях: условно, получить стипендию на программу Gender Equality чуть легче, чем на программу English Literature или Finance. Каждый год стипендия SISGP выкладывает приоритетные отрасли. В 2019—2020 годах это были экологическая и социальная устойчивость, инновации, ответственность в управлении и устойчивый экономический рост.

В стипендии Chevening можно получить дополнительные баллы, если карьерные цели соответствуют Целям устойчивого развития ООН Условия стипендии SISGP

По какой бы причине ни отказали кандидату — а обычно их не указывают, — исправить положение можно одним способом: еще раз внимательно изучить требования, улучшить заявку и подать ее вновь. Продумайте несколько вариантов действий, подавайте заявки на несколько стипендий в разных странах и не отчаивайтесь, если не получится поступить с первого раза.

Моя коллега Ульяна получила полную стипендию SISGP лишь с 13-й попытки, она подавала заявки с 2011 по 2019 год. В начале 2010-х информации о том, как и что писать в документах, было мало, а та, что была, оставляла желать лучшего. Ульяна составляла свою заявку как умела и поэтому получала отказы. Для очередной подачи Ульяна искала советы по улучшению документов, задавала вопросы стипендиатам прошлых лет. За восемь лет ей удалось усовершенствовать заявку и получить стипендию.

Моя коллега Ульяна Дзержинская получила стипендию SISGP Она училась по программе Master of Law в Стокгольмском университете

Итог

Не существует единого секрета или волшебной таблетки, которая поможет получить любую стипендию мира. Но если заручиться набором конкретных инструментов и тщательно продуманной стратегией поступления, можно существенно повысить свои шансы на успех.

Внимательно изучайте требования университетов и стипендий, заложите побольше времени на подготовку и заручитесь поддержкой друзей или единомышленников: они могут не только поддержать морально, но и помочь в процессе поступления.

ПОНИМАТЬ | определение в кембриджском словаре английского языка

Эти знания могут помочь родителям вычислить из того, как темперамент влияет на семейные отношения. Из

Википедия