Содержание

Внеклассное мероприятие «Самый умный математик»

Внеклассное мероприятие

«Самый умный математик»

Цели: — способствовать проявлению индивидуальных творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Задачи:

— в увлекательной игровой форме углубить знания по алгебре и математике, способствовать развитию находчивости, смекалки у учащихся;

— развитие интуиции, эрудиции, логического мышления, расширение кругозора знаний учащихся, побудить познавательный интерес к изучению предмета;

— воспитание культуры общения, математического мышления и математической речи.

Форма проведения: Урок-соревнование.

Золотые мысли о

м

атематике

«В истории черпаем мы мудрость, в поэзии — остроумие,

в математике – проницательность»

Ф.Бэкон

«Математика – царица наук, арифметика – царица математики»

Немецкий математик

Карл Гаусс

(1777-1855)

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

А.С. Пушкин

«Природа формулирует свои законы языком математики»

Итальянский математик и физик Галилео Галилей

(1564-1642)

«Никакое человеческое исследование не может быть названо истиной, если оно не проходит через математические доказательства»

Итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи

(1452-1519)

«Математика наука великая, замечательный продукт одной из благороднейших способностей человеческого разума»

Русский писатель

Д.И.Писарев

(1840-1868)

Ход мероприятия:

Катя: Почему торжественность вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

Арина: Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчёт

Для постройки здания, ракеты.

Владислав: Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Александр: Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобой молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Катя: И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

Ведущий 1. — Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались на математическую игру-турнир «Самый умный математик» Нас всех привела сюда общая любовь к математике. Математика многозначна и неисчерпаема. Одних покоряет ее логическая стройность, других – ее точность, а третьих – красота. Ведь не зря Жуковский Н.Е. говорил: «В математике есть своя красота, как в живописи». Так давайте, друзья, мы тоже посмотрим на красоту математики, порадуемся стройности, точности, логичности математики. А поможет нам в этом компетентное жюри. Поприветствуем их!

А теперь попросим команды занять свои места. Пожелаем им удачи и успехов в игре!

Ведущий 2. За каждый правильный ответ команда получает -1 балл. Если команда

ответить не может, отвечает команда соперника.

Ведущий 1: 1 Конкурс « Разминка» (1 балл за правильный ответ)

Вопросы для 1 команды:

1. Сколько килограммов в половине тонны?(500 кг)

2. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности? (Радиус)

3. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)

4. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°)

5. Какая цифра в переводе с латинского означает “ничего”? (0)

6. Чему равна тысячная доля килограмма. (Грамм)

7. Шесть штук картофелин сварятся за 30 минут.

За сколько минут сварится 1 картофелина? (30 минут)

8. Многогранник из Египта. (Пирамида)

9. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дробей)

10. Единица скорости на море. (Узел)

11. Отрезок, соединяющий противоположные вершины прямоугольника? (Диагональ)

12. Назовите фигуру, не имеющую углов? (Окружность)

13. Единица с шестью нулями? (Миллион)

14. Расшифруйте НОД. (Наибольший общий делитель)

15. Число в обыкновенной дроби под чертой? (Знаменатель)

16. Эмблемой какого автомобиля являются 4 кольца?(Ауди)

Вопросы для 2 команды:

1.Высший балл в школах России. (5)

2. Сколько лет спал Илья Муромец?(33 года)

3. Наименьшее четное число.(2.)

4. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)

5. Треугольный платок. (Косынка)

6. Это доступный и эффективный способ снять умственное и физическое напряжение. Надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (Сон)

7. Назовите пословицы или поговорки про сон(Утро вечера мудренее)

8.. Область медицины, изучающая влияние на человека всего, что его окружает. (Гигиена)

9.. В честь какой древнегреческой богини названа эта область медицины?(Гигиена названа в честь молодой красивой женщины – богини древнегреческой мифологии Гигиейи)

10.. Масса кубического метра воды?(1000 кг)

11. Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из одной точки. (Угол)

12. Соперник нолика. (Крестик)

13.. Если съесть одну сливу, то что останется? (Косточка)

14.. Что в обыкновенной дроби над чертой?(Числитель)

15.. Чему равна сотоя доля метра?(Сантиметр)

16. Единица с девятью нулями? (Миллиард)

Ведущий 2: 2 Конкурс «Тестирование » (1 балл за каждый правильный ответ)

Задание для 1 команды:

  1. Найдите х в пропорции :

А) ; В) ; С) ; Д) .

  1. Выполните действия :

А) ; В) ; С) ; Д) .

  1. Решите уравнение :

А) В) С) 4 Д)

4. Вычислите :

А)

B

C) ;

Д)

  1. Решите уравнение :

А)

B)

C)

Д) .

Задание для 2 команды:

  1. Один из смежных углов в 5 раз больше другого. Найдите чему равны эти углы.

А) 15°, 75°; В) 20°, 100°; С) 40°, 200°; Д) 30°, 150°.

  1. Сократите дробь :

А) В) С) не сокращается; Д)

  1. Выполните действие :

А) В)

С) ; Д) .

  1. Выполните действие: :

А); В) ; С) ; Д) .

  1. Найдите значение выражения при

А) 1;

В) 2; С) 3; Д)4.

Ведущий 1: 3 Конкурс « Разгадай кроссворд» (3 балла за правильный ответ)

Задание для 1 команды:

По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями . 4. Единица площади, равная 10000 м2 .

6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное.13. Третий разряд любого класса.

Ведущий 2. Ребята, вы все, наверное знаете, что в математике как и в другой любой науке, есть выдающиеся личности.

Широк круг вопросов решаемых математиками.

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать, надо много уметь

И при этом, вы заметьте-ка, очень важная наука АРИФМЕТИКА

ПЕРЕЛЬМАН Яков Исидорович (22 ноября 1882, г.— 16 марта 1942), российский популяризатор науки, создатель жанра «занимательная наука». Я. И. Перельман был одним из пионеров космонавтики, состоял в переписке с К. Э. Циолковским, участвовал в разработке первой советской противоградовой ракеты, переписывался с С. П. Королевым по вопросам пропаганды «космических» знаний.

В блокадном Ленинграде читал лекции для воинов-разведчиков Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота об ориентации на местности без приборов. 16 марта 1942 скончался от голода.

Именем Перельмана назван кратер на обратной стороне Луны.

Не может быть, что вам ни разу не попалась на глаза какая-нибудь из его книг: Весёлые задачи, Живая математика, занимательная алгебра, Занимательная арифметика, Занимательная астрономия, Занимательная геометрия, Занимательная физики и т.д. Познакомьтесь с некоторыми задачами из книг Перельмана – и вы, наверное, почувствуете, почему его книжки так долго остаются актуальными и интересными.

Ведущий 1: 4 Конкурс: Атракцион « Тир» (6 баллов за правильный ответ)

Чтобы посетить данный аттракцион, каждая команда будет иметь 6 попыток поразить цель., т.е. Командам быстра задаются вопросы, на которые они также быстро дают ответы, если все 6 ответов даны верно, команда получает 6 очков.

Вопросы для команды «Квадрат»:

  1. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

  2. Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30км)

  3. Какое число приказывает? (Три)

  4. Сколько единиц в дюжине? (12)

  5. Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)

  6. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)

Вопросы для команды «Треугольник»:

  1. Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

  2. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)

  3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)

  4. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)

  5. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)

  6. Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)

Ведущий 2: 4 Конкурс: « Раунд за раундом» (1 баллов за каждый правильный ответ)

Первый раунд

(вопросы из серии «Занимательные задачи»)

1. Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса не последней?(Лиса — 1, волк — 2)

2. За книгу заплатили 1 рубль и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля)

3.Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью
бежит каждая лошадь? (15 км/ч)

4. Лена произнесла предложение, которое являлось верным. Его в точности повторил Коля, но оно уже было неверным. Какое предложение произнесла Лена? (Меня зовут Лена)

5. 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней? (2 7 яиц)

6. Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (Один)

7. Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-ля-ми) .

8.Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

9.Два отца и два сына застрели трех зайцев, каждый застрелил по одному. Как это получилось? (Дед, отец, сын)

10. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

11. Горело 5 свечей, 2 из них потушим. Сколько свечей останется? (5 свечей)

12.Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)

Второй раунд

(вопросы из серии «Великие математики».)

1.Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первым ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт)

2 Автор книги, которая называется «Начала». В этой книге он сформулировал основные принципы построения геометрии. (Евклид)

3.Ученый, который нашел отношения длины окружности к диаметру. (Архимед)

4. Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательный свойства прямоугольных треугольников. (Пифагор)

Третий раунд

(вопросы из серии «Меры длины»)

1. Какая мера длины была введена указом короля Генриха I в начале XII века? (Ярд)

2. Какая мера длины была распространена на Руси? (Локоть, сажень)

3. Какой мерой длины пользуются в большинстве государств в настоящие время? (Метр)

4. Какая мера длины произошла от римской меры «двойной шаг»? (Миля)

5. Какая английская мера длины используется для измерения небольших расстояний, где нужна большая точность? (Фут)

6. Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.

Как звали девочку? И какой ее рост? (Дюймовочка. 1 дюйм = 2,54 см)

Дюйм от голландского слова «большой палец». Дюйм = ширине большого пальца или длине 3 зерен ячменя.

7.Какую меру длины использовали на дуэли для определения расстояния между дуэлянтами? (Шаг)

8.При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в соответствующую систему? (При Петре 1)1 фут = 304,8 мм 1 миля (сухопутная) = 1,60934 км = 1,6 км

1 ярд = 914,4 мм 1 дюйм = 25,4 мм = 2,54 см

Болельщики.

Конкурс на самого внимательного.

(Приз следует брать на слове «три»)

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка раз.

Лишь скажу я слово «три»-

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых … две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два … марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, но лучше … пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,

Когда была возможность взять?

Слово жюри

Награждение

infourok.ru

Методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме: Самый умный математик

Внеклассное мероприятие по математике — интеллектуальный конкурс «Самый умный математик»

Цели: привить интерес к предмету; развить интеллектуальную культуру средствами математики; воспитание самостоятельности.

Оформление: мультимедиапроектор, презентации,  стенгазеты, воздушные шары.

Правила игры. В игре участвуют 14 учащихся: 7 – одиннадцатиклассников и 7 – десятиклассников. Им, нужно, сразится в первом отборочном туре, и ответить на 14 вопросов.
6 участников набравших большее количество баллов в первом туре проходят во второй тур. Выбрав раздел математики, в котором он ориентируется лучше всего, отвечает на вопросы из этого раздела ровно одну минуту.  Трое участников победивших во втором туре выходят в финал, где при помощи конкурса «дешифровщик» решают очередность ответов на вопросы. Ответив на 5 вопросов, жюри определяет степень диплома, который участники получают по результатам всей игры.

ХОД ИГРЫ

Добрый день, мои друзья
Конкурс открываю я.
Математики законы
Приглашают всех вас в путь
И смекалку, ну и знанья
Взять с собою не забудь.

– Здравствуйте ребята. Сегодня в рамках предметной недели мы проведем интеллектуальную игру «Самый умный математик». Математика, пожалуй, самый трудный, но в тоже время очень важный и интересный предмет, а для многих ребят математика один из любимых предметов.
И участники игры, а это ученики 11 и 10 классов готовы – сразится  за звание  «Самый умный математик», чтобы заявить о себе, о своих знаниях по математике, эрудиции в области истории математики, смекалке, находчивости и каждый из них желает победить. Приглашаем участников

поприветствуем их. В зале присутствуют не только участники игры, но и их болельщики. Встретим и их аплодисментами. Познакомлю вас с жюри.

Жюри у нас строгое, но  справедливое.
А мы начинаем первый отборочный тур. Я читаю вопросы. Вы свой ответ записываете на листочке. Игрок, давший больше правильных ответов, проходит во второй тур. Поехали. Приложение 1

Отборочный тур

  1. Результат сложения? (Сумма)
  2. Сколько цифр вы знаете? (10)
  3. Наименьшее трехзначное число? (100)
  4. Сотая часть числа? (Процент)
  5. Прибор для измерения углов? (Транспортир)
  6. Наименьшее простое число? (1)
  7. Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
  8. Угол меньше прямого? (Острый)
  9. Направленный отрезок? (Вектор)
  10.  Самая большая хорда в круге? (Диаметр)
  11.  Когда произведение равно нулю? (Когда множитель – 0)
  12.  Величина развернутого угла? (1800)
  13.  Сколько дней в году? (365)
  14.  Цифровая оценка успехов? (Балл)

Ну, вот результаты известны, во второй тур проходят….
Выберите раздел математики, на вопросы которого вы будите отвечать. 10 класс: планиметрия, уравнения, дроби; 11 класс: функции, алгебра, стереометрия.

Второй тур. Планиметрия

Вопросы

1. Как называется наука, изучающая свойство фигур на плоскости? (Планиметрия)
2. Основные фигуры в геометрии? (Точка, прямая)
3. Утверждение, не требующее доказательств? (Аксиома) 
4. Сколько  признаков равенства треугольников мы знаем? (Три)
5. Как называется треугольник с углом 90о? (Прямоугольный)
6. Отрезок, проведенный из вершины угла на середину противолежащей стороны треугольника, называется? (Медиана)
7. Сумма углов в треугольнике? (180о)
8. Если диагонали четырехугольника точкой пересечения делятся пополам, то такой четырехугольник…? (Параллелограмм)
9. Направленный отрезок это…? (Вектор)
10. Катет, противолежащий углу в 30о равен? (Половине гипотенузы)
11. Четырехугольник, у которого две противолежащие стороны параллельны, а две другие нет, называется? (Трапеция)
12. Параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб)
13. Два вектора коллиниарны, если они?.. (Сонаправлены)
14. Сколько осей симметрии имеет прямоугольник? (4) 

Второй тур. Уравнения

Вопросы

1. Равенство с переменной называется? (Уравнение)
2. Что значит решить уравнение? (Найти его корень) 
3. Что является графиком уравнения у = 2х? (Прямая линия) 
4. Если в уравнении переменная находится во второй степени, как оно называется? (Квадратное)
5. Что нужно найти в первую очередь, решая квадратное уравнение? (Дискриминант)
6. Формула нахождения дискриминанта? (в2 – 4ас)
7. Что показывает знак  дискриминант? (Количество корней ) 
8. Если дискриминант меньше 0, сколько корней имеет уравнение? (Нет корней)
9. Формула нахождения корней квадратного уравнения?  ( )
10. Какое квадратное уравнение называется не полным? (Отсутствуют коэфициэнты в, с)
11. Чья теорема помогает решать квадратные уравнения? (Теорема Виета)
12. График функции у = х2? (Парабола) 
13. Если требуется решить два уравнения совместно, что мы будем решать? (Систему уравнений)
14. При переносе членов уравнений из одной части в другую, что происходит со знаками? (Меняем на противоположные)
15. Какие «приведения» нужны для решения уравнений? (Приведение подобных)

Второй тур. Дроби

Вопросы

1. Если числитель больше знаменателя, то дробь называется? (Правильной)
2. Если числитель равен знаменателю, то дробь равна? (Единице)
3. Черта дроби – это знак?  (Деления) 
4. Какой знак препинания используется в записи десятичной дроби? (Запятая)
5. Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями нужно? (Привести к общему знаменателю)
6. Как называется дробь, у которой есть целая и дробная часть? (Смешанное число)
7. Чтобы перемножить или разделить смешанные числа нужно их? (Обратить в неправильные дроби)
8. При делении десятичной дроби на 0,01 запятая в делимом переносится на 2 знака вперед или назад? (Назад)
9. При переводе  в десятичную дробь получаем? (0,25)
10. 50% от числа равны _____ его части? ()

11. Неполное частное 6, делитель 15, остаток 4.Какое смешанное число получится? ()
12.Какая часть квадрата закрашена? ()

13. Вычисли 5 – ? (4)
14. Если в дроби  поменять местами числитель и знаменатель дробь увеличиться или уменьшится? (Уменьшится) 

Второй тур. Математическая смесь

Вопросы

1. Одно яйцо варится 5 минут, за сколько минут сварится 4 яйца?  (5 минут) 
2. Назовите единицу массы драгоценных камней. (карат)
3. Гусь на двух ногах весит 4 кг., сколько весит гусь, стоя на одной ноге? (4 кг.)
4. Заяц вытащил 8 морковок и съел все кроме 5. Сколько морковок осталось? (5)
5. Если у треугольника отрезать один угол, сколько углов останется? (4)
6. Крестьянин продал трех коз за З рубля.  По чем каждая коза пошла? (По земле)
7. Сколько углов в квадратной комнате? (8) 
8. Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делителть – 1)
9. Равенство двух отношений? (Пропорция) 
10. График линейной функции? (Прямая)
11. Число, которое делится на 2? (Четное)
12.  часть часа? (Минута) 
13. Числа, используемые при счете предметов? (Натуральные) 
14. Как называется третья степень числа? (Куб) 

Второй тур. Из истории математики

Вопросы

1. Первая русская женщина математик? (С. Ковалевская)
2. Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)
3. Это слова Пушкина или Гаусса «Математика царица наук»? (Гаусса)
4. Автор твоего учебника «Геометрия»? (Атаносян)
5. Кто автор четырехзначной математической таблицы? (Брадис) 
6. Пифагор или Архимед, был олимпийским чемпионом по боксу? (Пифагор)
7. При каком царе были систематизированы русские меры: верста, сажень и т.д.? (Петр I)
8. Создатель системы координат? (Декарт)
9. Грибоедов или Карамзин окончил математический факультет Московского университета? (Грибоедов)
10. В 19 или 36 лет Лобачевский получил ученую степень магистра? (19)
11. Кого называют математиком из Сиракуз? (Архимеда) 
12. Английский математик, больше известный своими физическими законами? (Ньютон) 
13. Математик, проживший всего 20 лет, но обессмертивший свое имя? (Галуа)

Второй тур. Алгебра и начала анализа

 Вопросы 

  1. Сколько корней имеет уравнение ? (Нет корней) 
  2. Возрастающая или убывающая функция  ? (Возрастающая)
  3. Выше или ниже оси ОХ расположен график функции ? (Выше)
  4. Чему равен радиус единичной окружности? (1)
  5. Чему равно основание десятичного логарифма? (10)
  6. Чему равен ? (0)
  7. Какое число больше – 9917 или – 992? (–992) 
  8. Что определяется по формуле ? (Дискриминант)
  9. Чему равно? (1)
  10.  Чему равно приблизительно число ? (2,7)
  11.  Производная линейной функции кх+в? (к)
  12.  Верно ли, что ? (Да)
  13.  Нахождение производной это потенцирование или дифференцирование? (Дифференцирование)
  14.  Чему равно (2,7 + 100098)0? (1)

Второй тур. Функции

Вопросы 

  1. Как называется независимая переменная? (Аргумент)
  2. Что является графиком функции у = kх + в? (Прямая)
  3. Как называется график функции у = ? (Гипербола)
  4. Являются ли областью определения функции у = все числа? (Нет)
  5. Четная или нечетная функция у = х4 – 1? (Четная)
  6. График четной функции симметричен какой оси ОХ или ОУ ? (ОУ)
  7. Чему симметричен график нечетной функции? (Началу координат)
  8. Параллельны или пересекаются  графики функции у = 2х +3 и у = –2х–4? (Пересекаются)
  9. Множество значений функции у = sin х? ()
  10. Как называется функция вида у = ах2 + вх + с? (Квадратичная)
  11. Нули функции – это точки пересечения с осью ОХ или ОУ? (ОХ)
  12. Куда направлены ветви параболы у = – 0,5 х2 + 3х + 1? (Вниз)
  13. Проходит ли через начало координат график функции у = ? (Нет)
  14. Как называется график функции у = cos х синусоида или косинусоида? (Синусоида)

Второй тур. Стереометрия 

Вопросы 

  1. Сколько граней у Египетской пирамиды? (4)
  2. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8)
  3. У прямоугольного параллелепипеда 8 или 12 ребер? (12)
  4. Сколько вершин у тетраэдра? (4) 
  5. Как еще называется  симметрия  относительно плоскости? (Зеркальная)
  6. Является ли параллельный перенос движением? (Да)
  7. Сохраняется ли при движении расстояния между точками? (Да) 
  8. Как еще называется направленный отрезок? (Вектор)
  9. Сколько точек определяют плоскость? (3) 
  10. Общая часть двух плоскостей? (Прямая)
  11. Конус, шар, цилиндр – это многогранники или тела вращения? (Тела вращения)
  12. Отношение прилежащего катета к гипотенузе – это косинус или синус? (Косинус) 
  13. Чему равен синус 300? () 
  14. Вписанный угол, опирающийся на диаметр, равен 900 или 1800? (900)

Конкурс «дешифровщик».

В итоговом туре участвуют 3 человека победители предыдущих двух туров. Очередность выбора ответа определяется конкурсом «дешифровщик»
1     6       9       3        5         (Аршин)
Старинная мера длины?

Итоговый тур

1. Назовите  страну-родину арабских цифр, с помощью которых ведется современная запись чисел

А) Индия
В) Россия
С) Греция
Д) Германия

2. Как иначе называется квадратный корень?

А) модуль
В) интеграл
С) либерал
Д) радикал

3. Кому принадлежат слова: «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»?

А) С.Есенину
В) А. Пушкину
С) М.Ломаносов
Д) П.Чебышев

4. Сколько прямых можно провести между двумя прямыми?

А) 1
В) 2
С) 5
Д) множество

5. Как называются числа вида

А) рациональные
В) целые
С) иррациональные
Д) дробные

6. Какое из постоянных чисел является отношением длины окружности к ее диаметру?

 


7. Натуральный корень уравнения 

А) 0
В) 1
С) 2
Д) –1

8. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут машина распилит бревно в 6 метров?

А) 5 минут
В) 6 минут
С) 12 минут
Д) 2 минуты

9. Сколько нулей в квадриллионе?

А) 6
В) 12
С) 15
Д) 7

10. Сколько натуральных чисел заключено между 300 и 700?

А) 399
В) 400
С) 401
Д) 398

11. Каким числом является 0?

А) лишним
В) отрицательным
С) положительным
Д) целым

12. Этот математический термин в переводе с греческого означает «струна»

А) хорда
В) прямая
С) отрезок
Д) луч

13. Что на латыни означает слово «вектор»?

А) ползущий
В) тащащий
С) стремящийся
Д) ведущий

14. Какое название геометрической фигуры обозначает «косое поле»?

А) ромб
В) трапеция
С) треугольник
Д) параллелограмм

15. Какое происхождение имеет слово «арифметика»?

А) арабское
В) греческое
С) китайское
Д) индийское

Итоги интеллектуального конкурса

За особые успехи, проявленные в интеллектуальном конкурсе, присваивается 1-е место (2-е место, 3-е место) за звание «Самый умный математик»  и награждаются грамотами и сладкими призами.

nsportal.ru

ТОП 10 самых умных людей в мире: IQ выдающихся личностей

Мозг… Так называется самый уникальный и неизученный учеными орган человеческого тела. Никто не может сказать наверняка, что же влияет на гениальность человека- образование, окружающая среда, наследственность и т.д. Споры между учеными на эту тему будут продолжаться еще очень долгое время, а нам с вами стоит лишь ознакомиться со списком самых одаренных и талантливых людей на планете Земля. Гениальные люди появлялись на свет и в древности, во времена средневековья и рождаются сейчас, в наше время. Наверняка можно сказать лишь то, что среди нас существует гораздо больше гениев, чем успели зафиксировать в статистику, но все они не знамениты или стараются скрыть свои выдающиеся способности от посторонних глаз.

Теренс Тао с показателем IQ – 230: краткая информация о самом умном человеке

Теренс Тао – считается по рейтингам самым умным человеком в мире на 2018 год, его тест на IQ показал целых 230 единиц. В двухгодовалом возрасте он уже с легкостью справлялся с простыми математическими операциями и без особых усилий мог разговаривать на английском языке, а в возрасте пяти лет он уже мог с легкостью решить сложнейшие математические уравнения и задачи. В девять лет его очень сильно заинтересовала высшая математика и он стал постоянным слушателем лекций по высшей математике, спустя три года он стал участником Международной олимпиады по математике. В свои 20 лет он получает докторскую степень в Принстонском ВУЗе, а в возрасте двадцати четырех лет получает категорию профессора и становится работником ВУЗа Лос-Анжелеса. Рукой этого гения написано свыше двухсот пятидесяти научных книг.

Кристофер Хирата с показателем IQ – 225: немного сведений про умного человека

Достигнув возраста 14 лет Кристофер Хирата стал студентом одного из ведущих вузов Соединенных Штатов Америки — Калифорнийского технологического университета, а в 16- летнем возрасте он стал работать вместе с НАСА над проектом «Красная земля». В 22-летнем возрасте он удостоен докторской степени в астрофизике. Гений Хирата увлечен изучением темной материи и линз.

Информация о Ким Унг-Йонг с показателем IQ — 210

Гений из страны Корея, который в 2012 году пополнил Guinness World Records, как человек, который обладает самым высоким коэффициентом интеллекта во всем мире. В 2 года он без затруднения освоил два иностранных языка, а возрасте 4-х лет решал трудные математические задачи и свободно говорил на немецком, японском, английском и корейском языках. В возрасте восьми лет он был приглашен в НАСА для обучения в Соединенных Штатах Америки.

Евангелос Кацуолис с показателем IQ – 198: факты и слухи

Является гражданином Греции, который работает практикующим психиатром. Доктор Кацуолис имеет степень в философии, психофармакологии и технологии медицинских исследований, кроме того он отличный художник и пловец. В мировой сети ходят слухи, что в одном из тестов Кацуолис набрал 258 баллов IQ теста, но это лишь слухи и они никем не были проверены на достоверность информации. Этот человек очень многогранен и талантлив во многом, среди его хобби можно выделить любовь к путешествиям.

Кристофер Майкл Ланган с показателем IQ -195: небольшая библиографическая справка

Продолжительное время являлся самым одаренным и умным человеком в Америке. Всего на шестом месяце своей жизни он начал говорить, а в трехлетнем возрасте начал изучать букварь и учиться читать. Главным убеждением Лангана в жизни было то, что самообучение – это ключ к успеху. В школе он без чьей-либо помощи освоил физику, математику и философию, а также овладел латынью и греческим языком. Он обучался в колледже, но так и не закончил его, так как самообучение было для него гораздо продуктивнее. Когда Ланган стал популярен и узнаваем, он поделился тем, что вел двойную жизнь: днем он работал вышибалой, пожарным, разнорабочим, ковбоем, а по вечерам он садился за свой труд «Теория о взаимосвязи разума с реальностью». Мир его запомнит, как выдающегося астрофизика и замечательного человека.

Вассерман Анатолий Александрович — самый умный в человек в России

Самый умный и знаменитый человек, которым может похвастаться постсоветское пространство – Вассерман Анатолий Александрович. Он является многократным победителем телепередачи «Что? Где? Когда?», а в «Своя игра» он вообще был небезосновательно признан наилучшим игроком за последние десятилетия. Благодаря своей блистательной серии побед в обеих передачах он завоевал себе многолетнюю славу на просторах стран СНГ. Его биография пестрит обилием интересных фактов и достаточно интересной судьбой, которая его испытывала. Поэтому биография Вассермана дает многих возможность найти новый поток вдохновения и вершить свои подвиги и открытия.

Краткая биография Анатолия Вассермана

Этот гений родился в семье евреев, в городе Одесса. Как ни странно, но о матери Вассермана практически ничего неизвестно, чего не скажешь о его отце. Его отец был знаменитым теплофизиком, входил в первую десятку специалистов страны и имел свой значительный вес в обществе. Именно величие родителя дало Вассерману стимул для того, чтобы он следовал по стопам отца и в конце концов превзошел его. Именно поэтому еще в детские года Анатолий начал изучать науку. Проблемы со здоровьем не позволили ему влиться в школьный коллектив, из-за чего он сменил достаточно много школ. Постепенно он замкнулся в себе и стал больше времени уделять самообразованию. Так как пример он брал с отца, то и поступал в ВУЗ с расчетом на то, чтобы выучиться на теплофизика. Но в процессе обучения его привлекли компьютерные технологии, с чем он и связал свою жизнь в дальнейшем, когда устраивался на промышленный комплекс «Холдмаш». Даже окончив обучение в ВУЗе и начав работать на промышленном предприятии, он не бросает путь самообразования и штудирует научные книги вместе с энциклопедиями. Все это помогло ему пробиться к алее славы и выиграть множество игр по типу «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Интересно отметить тот факт, что Вассмерман множество раз заявлял о своем нежелании заводить семью и жену вообще, так как это лишь обременит его и затуманит его разум.

Самые умные люди за всю историю человечества

За всю историю нашего существования множество гениев успело внести свой огромнейший вклад в развитие человечества, сделать шокирующие открытия в самых разных сферах науки. К ним можно отнести философов Платона и Аристотеля, великого математика и физика Архимеда, искусного художника и хорошего ученого Леонардо да Винчи, все они – отцы науки. В перечень самых ярких и умных людей за время всей истории мира стал и Никола Тесла, который сумел разгадать принцип действия переменного тока, Ньютон, который открыл закон тяготения и безусловно Энштейн, который открыл миру глаза своей теорией относительности. Выделить кого-то одного из всех этих великих людей, очень и очень сложно, так как каждое десятилетие в мир приходит как минимум 1 гений, и кто знает, что же он откроет или изобретет, когда вырастет?

Деонардо да Винчи

Альберт Эйнштейн

Никола Тесла

pix-feed.com

Игра «Самый умный математик»

Цель мероприятия: Способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Задачи мероприятия:

1. Обучающая (дидактическая) задача: В увлекательной игровой форме углубить знания по математике, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.

2. Развивающая задача: Развивать интуицию, эрудицию, расширить кругозор учащихся, интерес к математике.

3. Воспитательная задача: Воспитывать культуру общения, культуру математического мышления.

Форма проведения мероприятия: турнир.

Девиз: “Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий”.

Оборудование: Компьютер и мультимедиа проектор. 

Условия игры.

Игра состоит из трех туров. В турнире участвуют 12 человек. После 1 тура выбывают 6 участников, набравшие меньшее количество баллов. После 2 тура выбывают 3 участника, набравшие меньшее количество баллов. На финал остаются 3 человека, среди которых и будет самый умный математик.

В первом туре командам задается 15 вопросов. Во втором туре каждому игроку задается два раза  по 5 вопросов. 3 участника набравшие набольшее количество балов проходят в следующий тур.

 В финальном третьем туре участвуют 3 участника, набравшие максимальное количество баллов. Очередность игроков определит игра “Дешифровщик”. Участникам предлагается игровое поле, которое состоит из 36 ячеек. В ячейках находятся  вопросы, отмеченные красным, синим и желтым и серым цветом. В течение 10 секунд игроки должны запомнить свои ячейки, затем после закрытия табло, они должны постараться ответить на вопросы выбранной темы. Будет задано 36  вопросов. Участник, ответивший на свой выбранный вопрос по цвету получает 3 балла. Участник, выбравший чужой цвет вопроса, и ответивший на вопрос получает 2 балла, и участник ответивший на общий вопрос получает 1 балл. Время отведенное на ответ 5 секунд. 

Ход игры

Звучит музыка.

Вступительное слово учителя.

— Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались в этом классе  на математический турнир “Самый умный математик” с одной целью — узнать самого умного математика. Нас всех привела сюда общая любовь к математике. Математика многозначна и неисчерпаема. Одних покоряет ее логическая стройность, других – ее точность, а третьих — красота. Ведь не зря Жуковский Н.Е. говорил: “ В математике есть своя красота, как в живописи”. Так давайте, друзья, мы тоже посмотрим на красоту математики, порадуемся стройности, точности и логичности математики. А поможет нам в этом компетентное жюри.

I — Тур 20  вопросов (см. презентацию).

После 1 тура выбывают 6 участников, набравшие меньшее количество баллов.

Музыкальная пауза: (Видео клип)

Приступая к  II- туру очередность игроков определит игра “Дешифровщик”.

Например:

1. Основное понятие математики — величина, при помощи которой производится счёт.

2. День календарного месяца по порядку счёта от начала к концу.

3. (кого-чего) То же, что количество.

4. Состав, ряд, совокупность кого-чего-либо.

5. В грамматике: категория имени и глагола, специальными системами форм (парадигмами) выражающая единичность или множественность. (Число)

Задание для игроков. 

 [< ар.] — часть математики, непосредственно примыкающая к арифметике, наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться не только над числами, но и над другими математическими объектами.  (Алгебра)

В втором  туре каждому игроку задается два раза, по 5 вопросов.
 (см. презентацию).

3 участника набравшие набольшее количество балов проходят в следующий тур.

Музыкальная пауза: (Видео клип)

Приступая к  III- туру очередность игроков определит игра “Дешифровщик”.

Задание для участников.

В финальном третьем туре участвуют 3 участника, набравшие максимальное количество баллов.

Значение неизвестного, при котором уравнение обращается в верное равенство.  (Корень)

Участникам предлагается игровое поле, которое состоит из 36 ячеек. В ячейках находятся  вопросы, отмеченные красным, синим и желтым и серым цветом. В течение 10 секунд игроки должны запомнить свои ячейки, затем после закрытия табло, они должны постараться ответить на вопросы выбранной темы. Будет задано 36 вопросов. Участник, ответивший на свой выбранный вопрос по цвету получает 3 балла. Участник, выбравший чужой цвет вопроса, и ответивший на вопрос получает 2 балла, и участник ответивший на общий вопрос получает 1 балл. Время отведенное на ответ 5 секунд. 

Музыкальная пауза: (Видео клип)

Победителем становится, то кто набрал наибольшее количество баллов.

Звучит музыка «Учат в школе» награждение победителя.

videouroki.net

Внеклассное мероприятие «Самый умный математик»

 

Костенко Галина Алексеевна,
учитель математики и информатики
СШ № 1, г. Петропавловск

Цели:

  • Привить интерес к предмету
  • Развить интеллектуальную культуру средствами математики
  • Воспитание самостоятельности, культуры общения.

Оформление:

  • Презентация
  • Карточки с номерами ответов

Правила игры: Участвуют 10 человек.

1. Отборочный тур — 20 вопросов. Выбывают 4 человека, набравшие меньшее количество баллов.

2. Полуфинал. Выбрав раздел математики, в котором участник ориентируется лучше всего, отвечает на вопросы из этого раздела ровно 1 мин. Начинает участник, набравший больше всего баллов. Трое выходят в финал, где при помощи «дешифровщика» решают очерёдность ответов на вопросы

3. Финал. Выбрав тему, отвечают на вопросы. Если вопрос своей темы — 2 балла, вопрос противника — 3 балла, категория «общие вопросы» — 1 балл.

Ход игры

Учитель из зала читает стихи:

    О, математика земная, гордись прекрасная собой.
    Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
    Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
    Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
    В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
    Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
    Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
    Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.
    Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
    Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

Слайд № 1. Звучит музыка. Команды занимают свои места и на сцену выходит ведущий.

Ведущий:

    Добрый день, мои друзья
    Конкурс открываю я
    Математики законы
    Приглашают всех вас в путь
    И смекалку, ну и знанья
    Взять с собою не забудь.

Уважаемые ребята, гости. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Самый умный математик». Участники игры готовы сразиться за это звание, чтобы заявить о себе, о своих знаниях по математике, эрудиции в области истории математики, смекалке, находчивости и каждый из них желает победить. Прошу участников представиться зрителям. (Учащиеся готовили представление в стихах)

А выявить лучшего игрока нам поможет справедливое жюри (представление жюри).

Мы начинаем первый отборочный тур. (Слайд № 2) Я читаю вопросы, вы свои ответы записываете на листочке. Игрок, давший больше правильных ответов, проходит в полуфинал.

Слайды 3–22

    1. Какой раздел математики изучает действия с числами?
    2. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4?
    3. Врач прописал три укола через каждые полчаса. Через сколько часов будут сделаны все уколы?
    4. Как называются две непересекающиеся прямые?
    5. Какое число делится на все числа без остатка?
    6. Назовите сторону треугольника, лежащую против прямого угла
    7. Как называется сотая часть числа?
    8. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
    9. Угол в 30° рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины покажется угол?
    10. Когда сутки короче: зимой или летом?

Тесты:

1. Кому принадлежат слова: «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»?

М. Ломоносову

2. Как иначе называется квадратный корень?

Радикал

3. Впервые арабские цифры на Руси появились в учебнике М. Магницкого «Грамматика» в 1648 году. А как до этого обозначались цифры?

Буквами

4. Утверждение, требуемое доказательства.

Теорема

5. Какое название геометрической фигуры обозначает «косое поле»

Трапеция

6. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут машина распилит бревно в 6 метров?

5 минут

7. Сколько прямых можно провести через две точки?

1

8. Как называются числа вида

Иррациональные

9. Этот математический термин в переводе с греческого означает «струна»

Хорда

10. Назовите страну — родину арабских цифр, с помощью которых ведётся современная запись чисел

Индия

Пока жюри подводит итоги, звучит номер худ. самодеятельности.

Ну, вот результаты известны, в полуфинал проходят следующие участники…

Участники поднимаются на сцену.

Полуфинал

(Слайд 23)

Начинает участник, набравший больше всего баллов.

1. Уравнения

Вопросы:

    1. Равенство с переменной называется…
    2. Что значит решить уравнение?
    3. Сколько корней может иметь линейное уравнение?
    4. Если в уравнении переменная находится во второй степени, как оно называется?
    5. Что нужно найти в первую очередь, решая квадратное уравнение?
    6. Формула нахождения дискриминанта?
    7. При переносе членов уравнений из одной части в другую, что происходит со знаками?
    8. Что является графиком функции у = Х2?
    9. Что показывает знак дискриминанта?
    10. Чему равен корень уравнения 3х=0?
    11. Если дискриминант равен 0, сколько корней имеет уравнение?
    12. Какое квадратное уравнение называется приведённым?
    13. Какой математик установил связь между корнями квадратного уравнения?
    14. Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна 0, то чему равны корни этого уравнения?

2. Основы математики

Вопросы:

    1. Как называется результат сложения?
    2. Какое действие выполняется первым сложение или умножение?
    3. Как называются числа, используемые при счёте предметов?
    4. Назовите число противоположное числу -18?
    5. Что называется периметром многоугольника?
    6. Площадь квадрата 25 м². Чему равна сторона квадрата?
    7. Как найти неизвестный множитель?
    8. Вычислите -8+10
    9. Как называется сотая часть числа?
    10. Наименьшее натуральное число?
    11. Чему равна сумма двух противоположных чисел?
    12. Найдите четвёртую часть от 40?
    13. Сколько будет 72?
    14. Верно ли, что произведение двух отрицательных чисел будет отрицательным числом?
    15. Что больше -3 или -2?
    16. Вычислить 2+2*2

3. Математическая мозаика

Вопросы:

1. Одно яйцо варится 5 минут, за сколько минут сварится 4 яйца?
2. Назовите единицу массы драгоценных камней.
3. Первая русская женщина математик?
4. Что произнёс Архимед, выскакивая из ванны?
5. Заяц вытащил 8 морковок и съел все кроме 3. Сколько морковок осталось?
6. Сколько углов в квадратной комнате?
7. Пифагор или Архимед был олимпийским чемпионом по боксу?
8. Создатель системы координат?
9. Кого называют математиком из Сиракуз?
10. Единица скорости на море?
11. Если у треугольника отрезать один угол, сколько углов останется?
12. Число, которое делится на 2 — чётное или нечётное?
13. Сколько цифр вы знаете?
14. Гусь на двух ногах весит 4 кг. Сколько весит гусь, стоя на одной ноге?
15. Сколько дней в году?

4. Геометрия

Вопросы:

1. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?
2. Основные фигуры в планиметрии?
3. Утверждение, не требующее доказательств?
4. Сколько признаков равенства треугольников мы знаем?
5. Как называется треугольник с углом 90°?
6. Отрезок, проведённый из вершины угла на середину противолежащей стороны?
7. Сумма углов в треугольнике?
8. Если диагонали четырёхугольника точкой пересечения делятся пополам, то такой четырёхугольник…?
9. Катет, противолежащий углу в 30° равен…
10. Сколько осей симметрии имеет прямоугольник?
11. Стороны египетского треугольника равны…
12. Отношение прилежащего катета к гипотенузе?
13. В прямоугольном треугольнике один угол 45°. Какой это треугольник?
14. Верно ли, что у трапеции противолежащие стороны параллельны?

5. Дроби

Вопросы:

1. Если числитель меньше знаменателя, то дробь называется…
2. Черта дроби — это знак…
3. Какой знак препинания используется в записи десятичной дроби?
4. Чтобы сложить дроби с разными знаменателями нужно…
5. Если числитель равен знаменателю, то дробь равна…
6. Как называется дробь, у которой есть целая и дробная часть?
7. При делении десятичной дроби на 0,1 запятая в делимом переносится на 1 знак вперёд или назад?
8. При переводе 1/4 в десятичную дробь получаем?

9. 50% от числа равны…. его части?
10. Если в дроби 5/2 поменять местами числитель и знаменатель, дробь увеличится или уменьшится?
11. Произведение взаимно обратных дробей равно…
12. Вычислить 1/2+1/2

13. Какую часть составляют 15 мин от часа?
14. Какой дробью надо добавить до 1 дробь2/3?

6. Секрет Тема «Четырёхугольники»

Вопросы

1. Сумма внутренних углов в четырёхугольнике?
2. Параллелограмм с равными сторонами?
3. Верно ли, что диагонали ромба перпендикулярны?
4. Формула для вычисления площади квадрата?
5. Трапеция называется равнобокой, если у неё…
6. Стороны прямоугольника 2 см и 5 см. Чему равен периметр его?
7. Один из углов в параллелограмме 60°. Чему равен второй угол?
8. Площадь трапеции равна?
9. Параллелограмм, у которого все углы прямые?
10. Сколько диагоналей можно провести в четырёхугольнике?
11. Одна диагональ прямоугольника равна 5 см. Чему равна вторая диагональ?
12. Верно ли, что противолежащие стороны трапеции равны?
13. Средняя линия трапеции равна…
14. Сторона квадрата а. Чему равна площадь квадрата?

Пока итоги подводит жюри, номер художественной самодеятельности.

Слайд 31(по гиперссылке «Самый»)

В финальном туре участвуют 3 человека, победители предыдущих двух туров. Очерёдность выбора ответа определяется конкурсом «дешифровщик»
перейти на Cлайд № 32

После того как участники распределят очерёдность выбора финальной темы показать Cлайд № 33

Финал

    Великие математики (красный)
    Дела давно минувших дней (зелёный)
    Занимательная математика (синий)
    Общие знания (белый)

Слайд 34 (5 сек)

Красные — 1, 6, 8, 9

Зелёные — 4. 5, 11, 14

Синие — 2, 7, 13, 16

Белые — 3, 10, 12, 15

Слайд № 35.

Красные «Великие математики»

1. Русский учёный. Автор первого российского учебника математики. За особые заслуги Пётр I заменил ему фамилию Телятин на… Назовите фамилию этого учёного.

Ответ: Магницкий — притягивает к знаниям как магнит

Историческая справка: Магницкий Леонтий Филлипович (1669–1739) — российский преподаватель математики в Школе математических и навигацинных наук в Москве, автор первого русского печатного руководства «Арифметика».

2. Древнегреческий философ и математик считал музыку за одну из непременных частей арифметики. Его открытие арифметических отношений звуков считается одним их лучших его открытий. Он утверждал: числа правят миром! На числах основана гармония Вселенной! Кто он?

Ответ: Пифагор

Историческая справка: у Пифагора была своя философско-математическая школа, где обучались ученики в течение 15 лет. Первые 5 лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его. Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавески. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу.

3.

    «Чтоб умно жизнь прожить, знать надобно не мало
    Два правила запомни для начала:
    Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
    И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Это слова великого учённого. Он имел разносторонние интересы: поэзия, философия, астрономия, сыграл большую роль в создании и развитии алгебры, в частности стал основоположником теории сокращённого умножения. Назовите имя этого учённого.

Ответ: Омар Хайям — открыл формулу возведения двучлена (а+в) в степень п.

4. Великий поэт А. С. Пушкин говорил о нём следующее: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, он обнял все отрасли просвещения. Он был великим человеком. Он создал первый университет».

О ком, вы считаете, мог так сказать А. С. Пушкин.

Ответ: Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Зелёные — «Дела давно минувших дней»

1. Назовите числа, которые в древности назывались «фальшивыми» числами.

Ответ: Отрицательные числа.

Историческая справка. Понятие числа зародилось в глубокой древности. Отрицательные числа долгое время считали «фальшивыми» и истолковывали как «долг», как «недостачу». Правила действий над положительными и отрицательными числами длительное время рассматривались лишь для случаев сложения и вычитания. Например, индийские математики 7 века так формулировали эти правила: «Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг; сумма имущества и долга равна их разности. И только с использованием метода координат отрицательные числа были призваны в качестве равноправных с положительными.

2. Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини. Какой?

Ответ: Дюйм.

Историческая справка: Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей человека. Таковы сажень, локоть, пядь. Дюйм единица длины равная 2.54 см.

3. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Как звучит эта пословица сегодня.

Ответ: Не было и 2-х копеек, да вдруг 3 коп.

Историческая справка: Алтын — 3 копейки, грош — медная монета в 2 копейки.

4. Назовите первый вычислительный прибор, который появился около 2500 лет назад и был широко распространен, а Египте, Китае, Греции.

Ответ: Абак

Историческая справка: Абак служил не столько для облегчения вычислений, сколько для запоминания промежуточных результатов и использовалась при этом не десятичная система счисления, а пятеричная. В России позже абак заменили счёты.

Синие — «Занимательная математика»

1. Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса была предпоследней.

Ответ: Лиса — 1, волк — 2

2. У троих братьев оказалось вместе 9 карандашей. У младшего — на 1 карандаш меньше, а у старшего — на 1 карандаш больше, чем у среднего брата. Сколько карандашей у каждого из братьев?

Ответ: 2, 3, 4 кар

2. Перед вами стоит 6 стаканов: три пустых и три — полных. Требуется через 30 сек за один шаг расставить стаканы так, чтобы они чередовались: пустой, полный и т. д.

Ответ: перелить из среднего полного в средний пустой.

4. Богатый холостяк жил в десятикомнатной квартире и в каждой комнате у него были часы. Однажды субботним вечером он перевёл все часы на зимнее время и лёг спать. Проснувшись на следующее утро, он обнаружил, что только два циферблата показывают правильное время. Объясните, почему?

Ответ: двое часов были механические, а остальные электронные

Белые — «Общие знания»

1. Угадайте мелодию и процитируйте фразу, в которой содержится название числа.

Ответ: 1. Ни кола, ни двора. 2. Как аукнется так и откликнется.

3. Известно, что в середине первого тысячелетия до нашей эры, для построения прямого угла египтяне использовали верёвку с узлами. Концы верёвки связывали и натягивали её на три колышка. Если стороны относились как 3: 4: 5, то получался прямоугольный треугольник. На сколько частей была разделена верёвка узлами?

Ответ: 12 частей.

3. Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и слово «геометрия». Однако эти термины вошли в русский язык не непосредственно из греческого, а через латинский язык. Назовите четырёхугольник, который носит название бубна древних греков.

Ответ: ромб

Далее жюри подводят итоги и объявляют победителя.

Слайд № 52 Игра закончена. (гиперссылка на красный кружок)

Презентация: «Самый умный математик»

www.azbyka.kz

Внеклассное мероприятие по математике — интеллектуальный конкурс «Самый умный математик»

Разделы: Математика

Класс:


Цели:

  • Привить интерес к предмету.
  • Развить интеллектуальную культуру средствами математики.
  • Воспитание самостоятельности.

Оформление:

  • Презентации на экране.
  • Воздушные шары.

Правила игры.

В игре участвуют 14 учащихся: 7 – одиннадцатиклассников и 7 – девятиклассников. Им, нужно, сразится в первом отборочном туре, и ответить на 14 вопросов.
6 участников набравших большее количество баллов в первом туре проходят во второй тур. Выбрав раздел математики, в котором он ориентируется лучше всего, отвечает на вопросы из этого раздела ровно одну минуту.
Трое участников победивших во втором туре выходят в финал, где при помощи конкурса «дешифровщик» решают очередность ответов на вопросы. Ответив на 5 вопросов, жюри определяет степень диплома, который участники получают по результатам всей игры.

ХОД ИГРЫ

Добрый день, мои друзья
Конкурс открываю я.
Математики законы
Приглашают всех вас в путь
И смекалку, ну и знанья
Взять с собою не забудь.

– Здравствуйте ребята. Сегодня в рамках предметной недели мы проведем интеллектуальную игру «Самый умный математик».
Математика, пожалуй, самый трудный, но в тоже время очень важный и интересный предмет, а для многих ребят математика один из любимых предметов.
И участники игры, а это ученики 11 и 9 классов готовы – сразится  за звание  «Самый умный математик», чтобы заявить о себе, о своих знаниях по математике, эрудиции в области истории математики, смекалке, находчивости и каждый из них желает победить. Прошу участников представиться зрителям, сказать о себе несколько слов и  своих прогнозах (представляются), поприветствуем их. В зале присутствуют не только участники игры, но и их болельщики. Встретим и их аплодисментами. Познакомлю вас с жюри. Жюри у нас строгое, но  справедливое.
А мы начинаем первый отборочный тур. Я читаю вопросы. Вы свой ответ записываете на листочке. Игрок, давший больше правильных ответов, проходит во второй тур. Поехали. Приложение 1

Отборочный тур (Приложение 1)

  1. Результат сложения? (Сумма)
  2. Сколько цифр вы знаете? (10)
  3. Наименьшее трехзначное число? (100)
  4. Сотая часть числа? (Процент)
  5. Прибор для измерения углов? (Транспортир)
  6. Наименьшее простое число? (1)
  7. Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
  8. Угол меньше прямого? (Острый)
  9. Направленный отрезок? (Вектор)
  10.  Самая большая хорда в круге? (Диаметр)
  11.  Когда произведение равно нулю? (Когда множитель – 0)
  12.  Величина развернутого угла? (1800)
  13.  Сколько дней в году? (365)
  14.  Цифровая оценка успехов? (Балл)

– Пока жюри подсчитывает баллы, участники сделают гимнастику ума, и проведет ее ученик 11 класса.
Ну, вот результаты известны, во второй тур проходят….
Выберите раздел математики, на вопросы которого вы будите отвечать. 9 класс: планиметрия, уравнения, дроби; 11 класс: функции, алгебра, стереометрия.

Второй тур. Планиметрия (Приложение 2)

Вопросы

1. Как называется наука, изучающая свойство фигур на плоскости? (Планиметрия)
2. Основные фигуры в геометрии? (Точка, прямая)
3. Утверждение, не требующее доказательств? (Аксиома)
4. Сколько  признаков равенства треугольников мы знаем? (Три)
5. Как называется треугольник с углом 90о? (Прямоугольный)
6. Отрезок, проведенный из вершины угла на середину противолежащей стороны треугольника, называется? (Медиана)
7. Сумма углов в треугольнике? (180о)
8. Если диагонали четырехугольника точкой пересечения делятся пополам, то такой четырехугольник…? (Параллелограмм)
9. Направленный отрезок это…? (Вектор)
10. Катет, противолежащий углу в 30о равен? (Половине гипотенузы)
11. Четырехугольник, у которого две противолежащие стороны параллельны, а две другие нет, называется? (Трапеция)
12. Параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб)
13. Два вектора коллиниарны, если они?.. (Сонаправлены)
14. Сколько осей симметрии имеет прямоугольник? (4)

Второй тур. Уравнения (Приложение 3)

Вопросы

1. Равенство с переменной называется? (Уравнение)
2. Что значит решить уравнение? (Найти его корень)
3. Что является графиком уравнения у = 2х? (Прямая линия)
4. Если в уравнении переменная находится во второй степени, как оно называется? (Квадратное)
5. Что нужно найти в первую очередь, решая квадратное уравнение? (Дискриминант)
6. Формула нахождения дискриминанта? 2 – 4ас)
7. Что показывает знак  дискриминант? (Количество корней )
8. Если дискриминант меньше 0, сколько корней имеет уравнение? (Нет корней)
9. Формула нахождения корней квадратного уравнения?  ( )
10. Какое квадратное уравнение называется не полным? (Отсутствуют коэфициэнты в, с)
11. Чья теорема помогает решать квадратные уравнения? (Теорема Виета)
12. График функции у = х2? (Парабола)
13. Если требуется решить два уравнения совместно, что мы будем решать? (Систему уравнений)
14. При переносе членов уравнений из одной части в другую, что происходит со знаками? (Меняем на противоположные)
15. Какие «приведения» нужны для решения уравнений? (Приведение подобных)

Второй тур. Дроби (Приложение 4)

Вопросы

1. Если числитель больше знаменателя, то дробь называется? (Правильной)
2. Если числитель равен знаменателю, то дробь равна? (Единице)
3. Черта дроби – это знак?  (Деления)
4. Какой знак препинания используется в записи десятичной дроби? (Запятая)
5. Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями нужно? (Привести к общему знаменателю)
6. Как называется дробь, у которой есть целая и дробная часть? (Смешанное число)
7. Чтобы перемножить или разделить смешанные числа нужно их? (Обратить в неправильные дроби)
8. При делении десятичной дроби на 0,01 запятая в делимом переносится на 2 знака вперед или назад? (Назад)
9. При переводе  в десятичную дробь получаем? (0,25)
10. 50% от числа равны _____ его части? ()

11. Неполное частное 6, делитель 15, остаток 4.Какое смешанное число получится? ()
12.Какая часть квадрата закрашена? ()

13. Вычисли 5 – ? (4)
14. Если в дроби  поменять местами числитель и знаменатель дробь увеличиться или уменьшится? (Уменьшится)

Второй тур. Математическая мозаика (Приложение 5)

Вопросы

1. Одно яйцо варится 5 минут, за сколько минут сварится 4 яйца?  (5 минут)
2. Назовите единицу массы драгоценных камней. (карат)
3. Гусь на двух ногах весит 4 кг., сколько весит гусь, стоя на одной ноге? (4 кг.)
4. Заяц вытащил 8 морковок и съел все кроме 5. Сколько морковок осталось? (5)
5. Если у треугольника отрезать один угол, сколько углов останется? (4)
6. Крестьянин продал трех коз за З рубля.  По чем каждая коза пошла? (По земле)
7. Сколько углов в квадратной комнате? (8)
8. Когда делимое и частное равны между собой? (Когда делителть – 1)
9. Равенство двух отношений? (Пропорция)
10. График линейной функции? (Прямая)
11. Число, которое делится на 2? (Четное)
12.  часть часа? (Минута)
13. Числа, используемые при счете предметов? (Натуральные)
14. Как называется третья степень числа? (Куб)

Второй тур. Из истории математики (Приложение 6)

Вопросы

1. Первая русская женщина математик? (С. Ковалевская)
2. Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)
3. Это слова Пушкина или Гаусса «Математика царица наук»? (Гаусса)
4. Автор твоего учебника «Геометрия»? (Атаносян)
5. Кто автор четырехзначной математической таблицы? (Брадис)
6. Пифагор или Архимед, был олимпийским чемпионом по боксу? (Пифагор)
7. При каком царе были систематизированы русские меры: верста, сажень и т.д.? (Петр I)
8. Создатель системы координат? (Декарт)
9. Грибоедов или Карамзин окончил математический факультет Московского университета? (Грибоедов)
10. В 19 или 36 лет Лобачевский получил ученую степень магистра? (19)
11. Кого называют математиком из Сиракуз? (Архимеда)
12. Английский математик, больше известный своими физическими законами? (Ньютон)
13. Математик, проживший всего 20 лет, но обессмертивший свое имя? (Галуа)

Второй тур. Алгебра и начала анализа (Приложение 7)

 Вопросы

Второй тур. Функции (Приложение 8)

Вопросы

  1. Как называется независимая переменная? (Аргумент)
  2. Что является графиком функции у = + в? (Прямая)
  3. Как называется график функции у = ? (Гипербола)
  4. Являются ли областью определения функции у = все числа? (Нет)
  5. Четная или нечетная функция у = х4 – 1? (Четная)
  6. График четной функции симметричен какой оси ОХ или ОУ ? (ОУ)
  7. Чему симметричен график нечетной функции? (Началу координат)
  8. Параллельны или пересекаются  графики функции у = 2х +3 и у = –2х–4? (Пересекаются)
  9. Множество значений функции у = sin х? ()
  10. Как называется функция вида у = ах2 + вх + с? (Квадратичная)
  11. Нули функции – это точки пересечения с осью ОХ или ОУ? (ОХ)
  12. Куда направлены ветви параболы у = – 0,5 х2 + 3х + 1? (Вниз)
  13. Проходит ли через начало координат график функции у = ? (Нет)
  14. Как называется график функции у = cos х синусоида или косинусоида? (Синусоида)

Второй тур. Стереометрия (Приложение 9)

Вопросы

  1. Сколько граней у Египетской пирамиды? (4)
  2. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8)
  3. У прямоугольного параллелепипеда 8 или 12 ребер? (12)
  4. Сколько вершин у тетраэдра? (4)
  5. Как еще называется  симметрия  относительно плоскости? (Зеркальная)
  6. Является ли параллельный перенос движением? (Да)
  7. Сохраняется ли при движении расстояния между точками? (Да)
  8. Как еще называется направленный отрезок? (Вектор)
  9. Сколько точек определяют плоскость? (3)
  10. Общая часть двух плоскостей? (Прямая)
  11. Конус, шар, цилиндр – это многогранники или тела вращения? (Тела вращения)
  12. Отношение прилежащего катета к гипотенузе – это косинус или синус? (Косинус)
  13. Чему равен синус 300? ()
  14. Вписанный угол, опирающийся на диаметр, равен 900 или 1800? (900)

Конкурс «дешифровщик».

В итоговом туре участвуют 3 человека победители предыдущих двух туров. Очередность выбора ответа определяется конкурсом «дешифровщик»
1     6       9       3        5         (Аршин)
Старинная мера длины?

Итоговый тур (Приложение 10)

1. Назовите  страну-родину арабских цифр, с помощью которых ведется современная запись чисел

А) Индия
В) Россия
С) Греция
Д) Германия

2. Как иначе называется квадратный корень?

А) модуль
В) интеграл
С) либерал
Д) радикал

3. Кому принадлежат слова: «Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит»?

А) С.Есенину
В) А. Пушкину
С) М.Ломаносов
Д) П.Чебышев

4. Сколько прямых можно провести между двумя прямыми?

А) 1
В) 2
С) 5
Д) множество

5. Как называются числа вида

А) рациональные
В) целые
С) иррациональные
Д) дробные

6. Какое из постоянных чисел является отношением длины окружности к ее диаметру?

 


7. Натуральный корень уравнения 

А) 0
В) 1
С) 2
Д) –1

8. На лесопильном заводе каждую минуту машина отпиливает от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут машина распилит бревно в 6 метров?

А) 5 минут
В) 6 минут
С) 12 минут
Д) 2 минуты

9. Сколько нулей в квадриллионе?

А) 6
В) 12
С) 15
Д) 7

10. Сколько натуральных чисел заключено между 300 и 700?

А) 399
В) 400
С) 401
Д) 398

11. Каким числом является 0?

А) лишним
В) отрицательным
С) положительным
Д) целым

12. Этот математический термин в переводе с греческого означает «струна»

А) хорда
В) прямая
С) отрезок
Д) луч

13. Что на латыни означает слово «вектор»?

А) ползущий
В) тащащий
С) стремящийся
Д) ведущий

14. Какое название геометрической фигуры обозначает «косое поле»?

А) ромб
В) трапеция
С) треугольник
Д) параллелограмм

15. Какое происхождение имеет слово «арифметика»?

А) арабское
В) греческое
С) китайское
Д) индийское

Итоги интеллектуального конкурса

За особые успехи, проявленные в интеллектуальном конкурсе, присваивается 1-е место (2-е место, 3-е место) за звание «Самый умный математик»  и награждаются грамотами и сладкими призами.

21.01.2008

urok.1sept.ru

Игра «Самый умный математик»

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс:


Цели:

  • Фронтальное повторение учебного материала по математике;
  • Развитие логического мышления, речи, внимания и памяти;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Воспитание интереса к математике.

Участники: учащиеся 5-6 классов (классы нормы не более 3 человек, классы КРО – не более 2-х)

Жюри: ШМО математиков

Игра состоит из двух туров: отборочный тур и финал.

В отборочном туре участвуют 10 человек. В финал проходят 5 человек, набравших набольшее количество баллов. Приложение 1.

Вопросы отборочного тура носят различную тематику: найти равные фигуры, решить задачу, выполнить вычисления, собрать развертку и т.п. Учащиеся должны будут выбрать правильный ответ среди четырех предложенных. Время на раздумье не более 20 секунд.

Приложение 17 (вопросы к игре отборочного тура)

Финал состоит из 10 подтем, учащиеся по очереди выбирают близкую для себя тему. В каждой теме по 20 вопросов. Время, отводимое на тему 2 минуты. Задача игроков быстро и точно отвечать на вопросы. Если участник хорошо знает тему, то время может остановиться досрочно. Дополнительных вопросов по этой теме не будет.

Темы финала:

  1. Загадки — приложение 11
  2. Ребусы — приложение 13, приложение 14, приложение 15.
  3. Кино, книги, мультики, в названии которых встречаются цифры — приложение 7
  4. Геометрия — приложение 12
  5. Математики — приложение 9
  6. Меры — приложение 8
  7. Компоненты — приложение 10
  8. Устный счет — приложение 3
  9. Пословицы, поговорки, крылатые слова, в которых встречаются числа — приложение 6
  10. Секрет (тема “информатика”) приложение 5
  11. Термины — приложение 4

Очередность в ответе между учащимися будет определяться верным и быстрым ответом на математический ребус

Игра — приложение 2, приложение 16.

Используемая литература.

  1. Занимательные задачи и головоломки для детей 7-12 лет/ Ольга и Сергей Федины.- М.: Айрис-пресс, 2007.
  2. Игры и головоломки для детей/ Авт-сост. Г.Р. Кандибур.- М.: ООО “Издательство АСТ”; Донецк: “Сталкер”, 2001.
  3. В стране головоломок: магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. “Издательский Дом Ридерз Дайджест”, 2008.

17.07.2013

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *