Содержание

Что такое тендер: подробно с примерами

Само по себе, такое понятие как «тендер»никогда не обозначалось в законодательстве РФ.

Поскольку это слово имеет иностранное происхождение (а переводится оно как «предложение «), есть повод предположить, что сама идея его проведения пришла на территорию России с запада.

На сегодня, тендер – это возможность нескольким предприятиям, побороться за право предоставлять товар, либо же услуги, как частным, так и государственным предприятиям.

Также, в законодательных документах, данный процесс часто обозначается, как торги.

Суть проведения тендера: 3 простых шага


Весь процесс проведения тендера можно свести к 3-м  последовательным шагам:

  1. Заказчик (государственное или частное предприятие) проводит конкурс на лучшее предложение (оказание услуг, поставка товара, проведение работ) с заранее поставленными им параметрами и условиями заключения сделки.
  2. От различных компаний поступают заявки, которые после просматриваются, а сами фирмы проверяются на подлинность.
  3. Проанализировав поступившие предложения, заказчик выбирает ту компанию, которая его больше всего заинтересовала своими условиями.

    Он подписывает с ней договор о сотрудничестве.

gos-zakazchik-postavshhikgos-zakazchik-postavshhik

Какими бывают тендеры: классификация по 3 типам


В основном, тендеры бывают двух типов – это закрытые и открытые.

Также некоторые специалисты выделяют и третий тип – особенные тендеры, участвовать в которых могут только определенные заявки.

Разберем подробнее каждый формат.

1) Тендеры «по приглашению»

Закрытые тендеры состоят только из определенных компаний, которые приглашены организатором данных торгов.

«Пропуск» к участию может зависеть от таких характеристик:

  • статус компании на рынке;
  • имидж, который она создала;
  • другие подобные показательные моменты.

Также особенностью является то, что список участников не разглашается.

Он известен исключительно заказчику (в идеале), чтобы исключить возможность сговора между собой этих компаний.

Обычно в закрытом тендере участвуют от 4 до 6 компаний.

Еще одним плюсом закрытости такого рода мероприятий, является то, что ни одна из конкурирующих фирм не подозревает, какие условия может предложить другая.

Исходя из фактора неизвестности, предприятия порой сами выставляют более выгодные условия, чем те, которые они могли бы предложить, проанализировав конкурентов.

2) Тендеры, в которых может участвовать каждый


Открытые тендеры – это тот случай, когда заказчик объявляет конкурс, и каждый желающий может принять в нем участие.

Уведомление о проведение торгов распространяется через разные источники:

  • газеты,
  • интернет-рассылка,
  • радио и т.д.

Что такое дилинговый центр?

Со всеми требованиями для участия может ознакомиться любой желающий.

Основным достоинством такого формата является то, что участники могут ознакомиться с материалами конкурса и оценить, какие у них шансы на победу.

Для заказчика положительным является то, что он получит большое количество заявок. Это дает возможность выбрать самые выгодные условия среди предложенных.

Важно то, что потенциальный исполнитель заказа обязан дать гарантию, которая будет подтверждена банком.

3) Торги для людей «своего круга»

Специализированные тендеры с ограниченным участием – так официально называют торги, где конкретный список участников не определен, как в закрытых.

Но, в то же время, участвовать в них могут не все компании.

Участие в этих торгах ограничено особыми правилами. Например, допускаются только те участники, которые являются гражданами той страны, где проводиться этот тендер.

В каких сферах проводятся тендеры?


Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными учреждениями, поэтому спектр сфер настолько огромный, что и не сосчитать.

Можно привести самые распространенные из них, к примеру:

  1. Теплоэнергетика.

    В данной сфере чаще всего возникает необходимость в выборе поставщика материала.

  2. Медицина.

    В этой деятельности есть возможность проводить тендер, как на закупку фармакологии, так и на закупку и обслуживание медицинского оборудования.

  3. Открываем аптечный киоск

  4. Сфера гражданской обороны.

    Нужды в этой отрасли просто не сосчитать, а поскольку она является государственной, все проводится лишь путем полноценной конкуренции отечественных предприятий.

  5. Обслуживание.

    В нем нуждаются все: начиная от выбора клининговой фирмы, заканчивая охранными предприятиями.

  6. Часто проводятся конкурсы на застройку целых жилых массивов.

Как принять участие в тендере?


Каждый участник тендера, обязан заполнить заявку. Она составляется в свободной форме, установленных образцов нет (кроме случаев, когда этого требуют условия конкретного тендера).

Но есть другое важное правило: вся информация должна быть подтверждена необходимыми документами, согласно.

Также в случае с государственными заказами, прилагаются дополнительные требования, которые регламентированы законодательством…

В том случае, если не все требования и условия понятны, любой участник торгов может заполнить запрос в свободной форме, на который ему обязаны дать ответ.

Какие документы требуются от заказчика?

Немалую роль играет тендерная документация – то есть бумаги, которые со своей стороны обязаны предоставить заказчики (вспомните схему тендеров, приведенную выше).

В список тендерной документации входят акты, которые обязательно прикрепляются к приглашению на участие. Без данных документов проведение торгов не будет являться полноценным тендером

Необходимые документы при составлении приглашения на участие в тендерном аукционе:

  • Условия, на которых компания, которая одержит победу в данных торгах, будет предоставлять услугу или товар.
  • Приглашение от заказчика, в котором указаны условия или будут иметься ссылки на них.
  • Подробная инструкция проведения тендера.
  • Гарантия банка, которая нужна только при определенных условиях.

Что предъявляет участник тендера?

Потенциальный исполнитель тоже должен предоставить документацию о предприятии:

  • Уставные документы своего предприятия.
  • Документ, который подтверждает регистрацию фирмы.
  • Данные о счете компании. Нужны потому как те предприятия, что на грани банкротства, не могут быть допущены к участию в тендере.
  • Документы представителя, который презентует интересы компании, принимающей участие в торгах.
  • При необходимости, организация должна принести все лицензии, если их наличие/отсутствие может повлиять на решение заказчика.

Точные требования к приложенной документации выдвигаются в соответствии со сферой и типом услуг/товаров.

Потому список участник должен обязательно уточнить в каждом конкретном случае.

Самый прибыльный бизнес в России

Онлайн-аукционы и их преимущества

Наиболее выгодными и не затратными являются электронные торги.

По сути, система остается та же, но сам процесс переходит в онлайн-пространство.

Такой формат имеет большой плюс для начинающих предпринимателей, так как дает возможность принять участие в аукционе, отыскав его при помощи поисковой системы.

Процентное соотношение поиска исполнителя (поставщика) при помощи электронных аукционов:


poisk-ispolniteljapoisk-ispolnitelja

5 наиболее известных электронных площадок для проведения торгов:

  1. «Сбербанк-АСТ для государственных закупок»: https://www.sberbank-ast.ru
  2. «Национальная электронная площадка»: https://www.etp-micex.ru
  3. «РТС-тендер»: https://www.rts-tender.ru/about/news/PgrID/634/PageID/3
  4. ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»: https://agzrt.ru
  5. АО «Единая Электронная Торговая Площадка»: https://www.roseltorg.ru

Механизм проведения тендера с помощью интернета значительно упрощается. Однако это утверждение актуально только для государственных аукционов.

В случае с частными фирмами, того чтобы найти нужные торги, нужно пролистать не один сайт.

К сожалению, не существует специальных сетевых площадок для проведения коммерческих тендеров.

Но найти такой, при желании, не составит большой проблемы. Параметры поиска при этом зависят непосредственно от цели, сферы предоставляемых услуг или товара.

Для примера приводим перечень нескольких коммерческих сервисов онлайн-аукционов. К их числу, в основном, можно отнести закупочные тендеры, такие как:

  1. «Сбербанк-АСТ для коммерческих закупок»: https://utp.sberbank-ast.ru/Com/NBT/Index/0/0/0/0
  2. «ONLINECONTRACT»: https://onlinecontract.ru/
  3. «Аукционный Конкурсный Дом»: https://www.a-k-d.ru/
  4. «SETonline»: https://www.setonline.ru/
  5. ОАО «Северсталь»: https://www.severstal.com/rus/suppliers/srm/
  6. «BashZakaz.ru»: https://etp.bashzakaz.ru/
  7. «Tender.Pro»: https://www.tender.pro/
  8. «REGION-AST»: https://region-ast.center/
  9. «ТОРГИ 223»: https://torgi223.ru/
  10. «Центр Автоматизации Закупок»: https://etpcaz.ru/и другие

Есть ли смысл проводить тендер?


Сама идея кажется интересной и прогрессивной. За рубежом об этой практике уже давным-давно всем известно. Большинство предприятий России, как частных, так и государственных, тоже перешли на эту систему.

О преимуществах проведения тендера в общих чертах можно долго рассказывать. Однако есть много нюансов, которые связаны непосредственно с менталитетом России.

Стоит учитывать тот фактор, что большинство таких торгов не получается назвать объективными. Более того, компания, которая в итоге выполнит заказ, при детальном рассмотрении, оказывается далеко не самым выгодным предложением.

Тем не менее, тендер выигрывают они. В случае с проведением государственных аукционов, предпринимателю, чтобы стать победителем в тендере, достаточно просто обозначить выгоду для лиц, ответственных за выбор.

Интересно то, что когда речь заходит о частном предпринимателе, он редко станет выказывать такую же политику. Ведь он является владельцем данной организации, и лично заинтересован в получении качества за умеренную цену.

В отличие от стандартного способа проведения торгов, онлайн-тендер, относится к наиболее прозрачному, ведь основная часть информации о заказе отображается при обычном поиске в интернете.

И только в особых случаях для этого нужен определенный доступ.

Для того, чтобы участвовать в тендере, нужно подать заявку.

Как её правильно подготовить, смотрите в видеоролике:

Вывод о том, что такое тендер?


Естественно, в данном процессе есть много плюсов.

Но все они реальны лишь при условии честного проведения торгов, наличии прозрачных условий, а также желании представителя или управляющего предприятием, выбрать действительно самые выгодные условия.

Что такое тендер, и как извлечь из этого выгоду, каждый понимает по-своему.

Но изначально – это один из самых удобных механизмов предпринимателей для того, чтобы найти друг друга в целях дальнейшего сотрудничества.

Переход подобных процессов в электронную форму упрощает решение многих предпринимательских проблем. Ведь для того, чтобы участвовать в онлайн-тендере, необязательно «крутиться» в определенных кругах.

Достаточно знать парочку сервисов с электронными аукционами, и уметь пользоваться поисковыми системами.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

что это такое и в чем разница? Главные отличия, предмет торгов, форма и порядок проведения

В деловой практике часто можно встретить понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги». Может показаться, что все они являются синонимами и имеют одинаковое значение, но это не так. Смысл всех мероприятий, которые скрываются под этими понятиями, отличается.

СодержаниеПоказать

Общее между ними только то, что участники всех торгов являются между собой конкурентами, которые борются за право заключить договор с заказчиком. Предварительно во всех случаях потенциальные исполнители готовят необходимую для участия документацию в соответствии с установленными правилами.

Регулирование со стороны законодательства

Способы определения исполнителей и порядок проведения торгов регулируется Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ, ГК РФ и Законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Все государственные тендеры, где в роли заказчика выступает госучреждение или органы власти, подпадают под нормы Закона №44-ФЗ, где прописана единая схема проведения госзакупок.

Если тендер проводят государственные корпорации и компании, автономные учреждения, в уставном капитале которых имеется более 50% участия государства, то такие закупки проводятся на основании Закона №223-ФЗ. В данном случае заказчик вправе самостоятельно разработать порядок проведения таких торгов и выбора исполнителя.

Коммерческие тендеры, которые могут организовывать любые частные организации, не регулируются законодательством. Организаторы вправе самостоятельно устанавливать правила торгов, главное, чтобы не нарушались нормы ГК РФ и Закона №135-ФЗ.

Основные понятия

Первое отличие между тендером и аукционом становится очевидным, если разобрать их сущность. В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует, его заменяют термины «конкурс» и «торги».

Тендер (конкурс) — это такая форма торгов, при которой организатор размещает заказ на поставку товаров или предоставление услуг, работ на основании предварительно подготовленной документации с требованиями к порядку проведения мероприятия. Победителем в таких торгах выступает тот участник, заявка которого полностью соответствует выдвинутым требованиям, а его предложения является наилучшим среди предложенных конкурентами.

Тендеры, как правило, организовываются, если заказчик нуждается в каком-то сложном товаре или нестандартной услуге. При выборе победителя учитываются следующие критерии:

  • качество предлагаемого участником товара или услуги;
  • особенности поставки или предоставления;
  • стоимость;
  • сроки, гарантия.

Решение о выборе лучшего предложения принимается коллегиально, что позволяет избежать воздействия человеческого фактора. Все сведения, которые предоставляют участники конкурса, не подлежат огласке, в чем и заключается основное отличие от аукциона.

Аукцион — это форма торгов, при которой победителем выступает тот участник, предложение которого полностью соответствует требованиям организатора, и который предложил наилучшую цену договора. Согласно ст. 3.2 Закона №223-ФЗ и ст. 24 Закона №44-ФЗ побеждает участник, который предложил минимальную стоимость на аукционе.

Чаще всего в качестве лота на таких торгах выступают конкретные товары, поддающиеся оценке. Цена — это главный критерий выбора победителя аукциона. В отличие от тендера участник на протяжении аукциона может изменять свое предложение, предлагая более выгодные условия для заказчика по сравнению с конкурентами.

Главные различия

Кроме разницы в самих понятиях аукциона и тендера, между этими видами торгов имеются и другие очевидные отличия.

Цель проведения

Самое первое отличие между тендером и аукционом заключается в цели проведения этих торгов. Так, заказчик организовывает аукцион в тех случаях, когда он хочет что-либо (товар, работу, услугу) купить по самой выгодной цене. Он не вправе отказать победителю, чья цена оказалась наилучшей (наименьшей).

Основная цель тендера — выбрать наилучшего исполнителя (поставщика товаров и услуг) и привлечь к конкурсу максимальное количество участников, чтобы была возможность проанализировать предложения даже незнакомых организаций. Это позволит сделать оптимальный выбор. Победитель выбирается на основании нескольких критериев одновременно, заказчик не ориентируется только на ценовое предложение. Важным критерием является и репутация исполнителя.

Предмет торгов

Еще одно отличие — это предмет продаж. На аукционе могут быть выставлены любые товары, которые могут иметь цену. На таких торгах может быть организована продажа как крупных партий, так и единичных предметов.

Для тендера же предметом торгов являются товары, работы или услуги, которые выбранный в результате конкурса победитель будет предоставлять заказчику. Это могут быть различные строительные и реконструкционные работы, услуги по поставке груза и прочее.

При проведении тендеров в отличие от аукционов все предложения участников являются конфиденциальными, подаются на рассмотрение индивидуально и изменению уже не подлежат.

Форма и порядок

Немаловажным существенным отличием между этими торгами являются форма и сам порядок их проведения. Если организовывается тендер, то все проходит в несколько следующих этапов:

  1. Предварительная подготовка. Заказчик определяет, с какой целью будут проводиться торги, устанавливает условия, требования к участникам и сроки.
  2. Формирование брифа. В него включается важная информация о торгах: задачи и цели, требования к потенциальным исполнителям и критерии отбора победителя, требования к заявкам и сроки проведения.
  3. Отбор участников тендера и рассмотрение заявок. Выбор финалистов может проходить в один или два этапа.
  4. Выбор победителя. После рассмотрения заявок заказчики выбирают исполнителя, который предложил наилучший вариант.
  5. Объявление результатов тендера.

В этом случае все зависит от заказчика, он сам устанавливает критерии, по которым будет производиться отбор и находит самое выгодное для себя предложение среди имеющихся.

В первом случае в нем могут участвовать все желающие организации, а во втором — участвуют только те, которые получили приглашение на его проведение.

В случае с аукционом весь процесс происходит быстрее:

  1. Подготовка к торгам. Заказчик утверждает условия проведения и оповещает о предстоящих торгах участников, при необходимости предоставляет им документацию.
  2. Подача заявок на участие в торгах.
  3. Проведение аукциона и выбор победителя.

Так как при проведении аукциона решающим критерием является цена, то право выбора победителя у заказчика ограничено. Им становится тот участник, который предложит самую выгодную цену. Заказчик не вправе будет отказать исполнителю, так как тот выполнил все условия торгов.

Проведение аукциона занимает гораздо меньше времени, чем тендера, так как решение принимается по факту и не требуется детальное рассмотрение предложений участников.

Аукционы могут проводиться в следующих формах:

  • открытые;
  • закрытые;
  • электронные.

Если при открытых и закрытых тендерах правила одинаковые, только к последним допускается узкий круг участников, то в закрытых аукционах таких ограничений нет.

Отличие открытых и закрытых аукционов состоит в том, что участники не знают заявок своих конкурентов при проведении закрытого аукциона. Такая форма позволяет снизить риск сговора участников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Опыт в сфере госзакупок

Что такое тендеры

Разница между государственными и коммерческими закупками

Автор: Ю. Зотова

  1. Что такое тендер
  2. Классификация тендеров
  3. Государственные закупки
  4. Закупки отдельными видами юридических лиц
  5. Коммерческие закупки
  6. Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (смотреть). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер – это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые – для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке – «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс, когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором – участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия –

запрос цен, запрос котировок цен.

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений. Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры

. Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие.

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры – это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

 

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Аукцион

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например OTC.RU

Любая электронная площадка, например OTC.RU

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Что такое тендер и как в нём участвовать?

Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей. Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, – это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные. Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция Informburo.kz совместно с Министерством финансов и НПП «Атамекен» подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

№1. Что такое тендер?

Тендер (англ. tender – предложение) – конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера – участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

№2. Кто может участвовать в государственных закупках?

Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

  • Заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение – национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
  • Организатор государственных закупок – юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
  • Поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

№3. Что представляет собой рынок государственных закупок в Казахстане?

Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте «Государственные закупки РК». Существует 5 способов проведения госзакупок.

  1. Конкурс – наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
  2. Аукцион – осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
  3. Запрос ценовых предложений – могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП – 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
  4. Закупки из одного источника – способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
  5. Через товарные биржи – это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

№4. Как работать с порталом «Государственные закупки РК»?

Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале. После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы. Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: «Объявления», «Лоты», «Итоги», «Планы закупок», «Договоры», либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, «строительные работы». В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

№5. С какими сложностями чаще всего сталкиваются потенциальные поставщики?

Наиболее актуальными проблемами в НПП «Атамекен» называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и «затачивание» заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины – непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса. Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее. Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких – вплоть до 0,1 тенге – и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг «возвращает упущенное» через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

№6. Как борются с коррупцией в сфере государственных закупок?

С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

№7. Возможно ли обжаловать решение по итогам тендера?

Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика. Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр. Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

№8. В каких случаях проведение госзакупок считают несостоявшимся?

Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

  • если не было подано ни одной заявки;
  • если подано менее двух заявок;
  • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
  • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с «конкурса» на «из одного источника».

№9. Кто не может участвовать в госзакупках в качестве поставщика?

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
  • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
  • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

№10. В каких случаях тендеры не проводятся в электронном виде?

Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности. Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ. На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

№11. Могут ли в казахстанских госзакупках участвовать иностранные поставщики?

Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.