Что такое произведение в математике? – Ответы на популярные вопросы

Произведение – это умножение.

Так выражение вида a • b, а также значение этого выражения называют произведением чисел a и b. Числа a и b – это множители. Произведения как 3 • 4, так и 4 • 3 равны одному и тому же числу 12.

     

3 • 4 = 4 • 3 = 12 

 

3 и 4 – множители, а 12 – произведение.

 

При перестановке множителей значение произведения не изменяется. Такое свойство выражения называют переместительным. Если его записать буквами, то оно будет выглядеть так:

  a • b = b • a   

 

Сочетательное свойство умножения выглядит так: a • (b • с) = (а • b) • c.

 

В произведении трёх и более множителей при их перестановке или изменении порядка выполнения умножения результат не изменяется.

 

Пример:

(4 • 2) • 3 = 8 • 3 = 24 или 4 • (2 • 3) = 4 • 6 = 24 

 

Произведение любого натурального числа и единицы равно самому этому числу.

a • 1 = a 

 

Произведение любого натурального числа и нуля, равно нулю.

  a • 0 = 0   

 

Произведения с буквенными множителями записываются следующим образом:

вместо 6 • x пишут 6x, вместо a • b пишут ab

 

Также опускают знак умножения и перед скобками,

вместо 4 • (a + b) пишут 4(а + b),

вместо (x + 2) • (y + 3) пишут (x + 2)(y + 3),

вместо a • (b • c) пишут abc.

 

Вместе со статьёй «Что такое произведение в математике?» читают:

Что такое гипотенуза?

Что такое абсцисса?

countries1.ru

Произведение (математика) — это… Что такое Произведение (математика)?



  • Проигрыватель грампластинок
  • Произведение матриц

Смотреть что такое «Произведение (математика)» в других словарях:

  • Произведение — (математика)  результат умножения. Произведение искусства. Музыкальное произведение. Аудиовизуальное произведение. Служебное произведение …   Википедия

  • Произведение (теория категорий) — Произведение двух или более объектов  это обобщение в теории категорий таких понятий, как декартово произведение множеств, прямое произведение групп и произведение топологических пространств. Произведение семейства объектов  это в… …   Википедия

  • Произведение Кронекера — Произведение Кронекера  бинарная операция над матрицами произвольного размера, обозначается . Результатом является блочная матрица. Произведение Кронекера не следует путать с обычным умножением матриц. Операция названа в честь немецкого… …   Википедия

  • Математика Древнего Востока — История науки По тематике Математика Естественные науки …   Википедия

  • Математика —          I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой.          Математика (греч. mathematike, от máthema знание, наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.          «Чистая …   Большая советская энциклопедия

  • Категория (математика) — Теория категорий  раздел математики, изучающий свойства отношений между математическими объектами, не зависящие от внутренней структуры объектов. Некоторые математики[кто?] считают теорию категорий слишком абстрактной и непригодной для… …   Википедия

  • Вектор (математика) — Вектор У этого термина существуют и другие значения, см. Вектор …   Википедия

  • Функция (математика) — У этого термина существуют и другие значения, см. функция. Запрос «Отображение» перенаправляется сюда; см. также другие значения …   Википедия

  • Операция (математика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Операция. Операция  отображение, ставящее в соответствие одному или нескольким элементам множества (аргументам) другой элемент (значение). Термин «операция» как правило применяется к… …   Википедия

  • Ротор (математика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ротор. Ротор, или вихрь  векторный дифференциальный оператор над векторным полем. Обозначается (в русскоязычной[1] литературе) или (в англоязычной литературе), а также как векторное умножение …   Википедия

dic.academic.ru

знак произведения — это… Что такое знак произведения?



знак произведения
мат. product sign

Большой англо-русский и русско-английский словарь.
2001.

  • знак продолжения
  • знак производной

Смотреть что такое «знак произведения» в других словарях:

  • Знак охраны авторского права — © Знак охраны авторского права Пунктуация апостроф ( …   Википедия

  • Знак Хаоса — Sign of Chaos Одно из первых русскоязычных издани …   Википедия

  • Знак Охраны Авторского Права — англ. copyright sign первая буква слова copyright в круге, которая закрепляет наименование обладателя авторского права и год первой публикации произведения. Размещается на обороте титульного листа внизу или на первой странице книги, издания.… …   Словарь бизнес-терминов

  • ЗНАК ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА — знак (c), первая буква слова Copyright , закрепляющего наименование обладателя авторского права и год первой публикации произведения; помещается обычно на обороте титульного листа или на первой странице внизу …   Большой бухгалтерский словарь

  • ЗНАК ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА — знак C, первая буква слова Copyright , закрепляющего наименование обладателя авторского права и год первой публикации произведения; помещается обычно на обороте титульного листа или на первой странице внизу …   Большой экономический словарь

  • Знак Единорога — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/31 августа 2012. Дата постановки к улучшению 31 августа 2012 …   Википедия

  • знак охраны авторского права — Копирайт, Конвенционный знак, Знак охраны авторского права (Copyright)     Англ. copyright – авторское право.     Знак, которым по закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах и …   Шрифтовая терминология

  • Знак охраны авторского права — Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы C в… …   Официальная терминология

  • ГОСТ Р 7.0.1-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления — Терминология ГОСТ Р 7.0.1 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления оригинал документа: 3.3 автор: Лицо, создавшее произведение или… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • конвенционный знак — Копирайт, Конвенционный знак, Знак охраны авторского права (Copyright)     Англ. copyright – авторское право.     Знак, которым по закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах и …   Шрифтовая терминология

  • Сноски знак — условное обозначение, которым связывают фрагмент осн. текста с относящейся к нему сноской. С. з. ставят после фрагмента осн. текста и перед относящейся к нему сноской. В качестве знака используют те же знаки, что и для выноски знака: 1) Цифровой… …   Издательский словарь-справочник

Книги

  • Знак «фэн» на бамбуке, Фингарет Самуэлла Иосифовна, Историческая повесть о трёх маленьких мальчиках, некогда попавших в рабство. Устав терпеть издевательства хозяина, названые братья решают сбежать. На трёх деревянных дощечках они выводят… Категория: Исторические повести и рассказы Серия: Туппум (Глиняная табличка) Издатель: Издательский дом Мещерякова, Подробнее  Купить за 800 руб
  • Знак Четырех. Возвращение Шерлока Холмса, Артур Конан Дойл, Английский врач и писатель сэр Артур Конан Дойл известен всему миру как непревзойденный мастер детективного жанра, автор множества произведений о гениальном сыщике Шерлоке Холмсе и его верном… Категория: Видавництво Махаон і Рідна мова Серия: Мир приключений Издатель: АЗБУКА, Производитель: АЗБУКА, Подробнее  Купить за 599 грн (только Украина)
  • Знак четырёх, Дойл Артур Конан, Вторая книга серии`БИСС Артура Конан Дойла`-`Знак четырёх`с классическими иллюстрациями Рихарда Гутшмидта и акварельными зарисовками Наталии Михальчук. Шерлок Холмс и доктор Ватсон продолжают… Категория: Публицистика Издатель: Мещерякова ИД, Производитель: Мещерякова ИД, Подробнее  Купить за 533 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «знак произведения» >>

dic.academic.ru

Что такое произведение 🚩 Образование 🚩 Другое

Автор КакПросто!

«Произведение» — еще один пример слова имеющего несколько значений или, по-научному, омонимов. Им пользуются в самых различных областях — от математики до юриспруденции.

Статьи по теме:

Инструкция

В математике произведением называют результат перемножения двух или нескольких чисел или переменных между собой. Те же числа или переменные, которые умножению подвергаются, носят название множителей или сомножителей. Многие физические величины с точки зрения математики представляют собой произведения других физических величин. Например, мощность — произведение напряжения и силы тока, либо времени и энергии, а напряжение, в свою очередь, может быть рассчитано как произведение силы тока и сопротивления. Операцией, обратной умножению, является деление. Если произведение поделить на один из множителей, получится другой. Иногда термин «произведение» используют в качестве синонима термина «осуществление». Например, в литературе по военному делу иногда встречается оборот «произведение выстрела». Но все же, так говорят и пишут очень редко. А вот глагол «производить» в качестве синонима глагола «осуществлять» употребляют значительно чаще.

В юриспруденции произведением называют один из видов объектов интеллектуальной собственности. Произведения охраняются так называемым авторским правом. Они делятся на три вида: произведения науки, литературы и искусства. Все они охраняются в течение одинакового срока: в течение всей жизни автора и семьдесят лет после его смерти. Право на произведение может переходить по наследству, и тогда правообладателями становятся наследники. Если в произведении имеется описание каких-либо практических действий, то воплощение этого описания на практике использованием произведения не считается (этим авторское право отличается от патентного). Зато его использованием считаются такие действия, как воспроизведение (в юридическом смысле этого слова так называют только копирование), публичные показ и исполнение, передача в эфир и по кабелю, создание производных произведений, перевод на другой язык, а также так называемое доведение до всеобщего сведения, то есть, говоря простым языком, выкладывание в интернет или другую телекоммуникационную сеть. В английском языке для обозначения произведения в юридическом смысле этого слова используется термин work — буквально, «работа».

Находить разницу детей учат в младшей школе. Но только на первый взгляд вопрос кажется простым. Например, если надо узнать разницу во времени, то навыков первоклассника может оказаться недостаточно. Особенно вопрос актуален для путешественников.

Вам понадобится

  • информация о часовых поясах, данные о переходе на зимнее и летнее время

Инструкция

Уточните, в каких часовых поясах находится ваше место жительства и другой населенный пункт. Время считается по Гринвичу, через который проходит нулевой меридиан. Различают географический и административный часовые пояса. Первый — это условная полоса на земной поверхности шириной ровно 15°. Второй — это зона, где законом установлено определенное поясное время. Узнайте, используется ли на данной территории летнее и зимнее время. В этом случае каждую весну происходит сдвиг на час вперед относительно времени часового пояса,а осенью — возврат назад. Мир делится на три почти равные категории: страны, где есть переход на зимнее и летнее время, где он был отменен и где его никогда не было. К первым относятся государства Европы, Северной Америки и несколько в Южной. Ко второй — Россия, Индия, Китай, Северная Африка, большая часть Южной Америки и половина Австралии. А среди последних преимущественно страны Центральной Африки. Для стран второй и третьей категорий разница во времени с государствами из первой меняется в зависимости от времени года.

Подсчитайте разницу во времени. Для зон, расположенных восточнее Гринвича, в каждом поясе прибавляется по часу. Так в Москве сейчас считается +4 к западноевропейскому времени. Для поясов, находящихся западнее, время вычитается. К примеру, в Нью-Йорке -5 часов к тому же Гринвичу зимой. В результате разница с Москвой составляет 9 часов: когда у нас вечер, у них утро того же дня.

Воспользуйтесь интернет-сервисами, позволяющими точно и быстро узнать разницу во времени. Разные сайты предлагают не только информацию, где и как считают часы, но и помогают быстро подсчитать временной интервал.

Источники:

  • Что такое Яндекс-время

www.kakprosto.ru

Какой знак препинания ввел Карамзин, или Игры в «молчанку» — журнал «Рутвет»

Вы не поверите, но знаки препинания появились только в конце 15 века! Как же люди обходились без них раньше? Да просто писали тексты без промежутков между словами, иногда разделяя на небольшие отрезки. Впрочем, была точка. Но ее чаще всего ставили не к месту. Вслед за ней в русской письменности уже 16-17 веков появились восклицательный и вопросительный знаки, запятая, двоеточие. А какой знак препинания ввел Карамзин, известный литератор 18 века? Знак, который в «Российской грамматике» под редакцией Барсова носил название «молчанка». А литературовед Востоков дал ему имена «черта» и «знак мыслеотделительный». Ученые считают этот знак препинания самым молодым в пунктуации. Это тире. Кстати, великому писателю также приписывают изобретение кавычек, но этот факт историками не доказан.

Тире впервые было описано в 1797 году. Что интересно, это единственный знак препинания, чье название не является исконно русским. Оно произошло от французского глагола «tirer», то есть, «удлинять».

Зачем нам тире?

Заявив о себе в конце 18 века, тире стало популярным знаком препинания в литературных произведениях. Тире употребляется во многих случаях. Рассмотрим самые распространенные из них:

1. Замена глагола «есть», исполняющего роль сказуемого, а также замена других пропущенных членов предложения.

2. Разделение собственных имен, которые в общем обозначают какое-то явление или учение.

3. Подчеркивание противопоставления либо обстоятельств, указанных в самом конце предложения.

4. Для интонационных пауз.

5. Между однородными членами для резкого перехода или при замене противительного союза.

6. Перед словами «вот», «это», «это значит», «это есть», когда им предшествует существительное в инфинитиве.

7. Для обозначения прямой речи.

8. Перед обобщающими словами.

9. В значение «от – до».

В правилах русского языка можно найти полный список случаев употребления тире. Вот какой знак препинания ввел Карамзин: интересный и многофункциональный!

Тире и дефис: близнецы-братья?

Для школьников, которые еще не слишком сведущи в правилах русской пунктуации, дефис и тире часто выступают знаками-близнецами. Но если посмотреть, как обозначаются на письме и в печатных произведениях эти знаки, рассмотреть случаи их употребления, становится ясно, что дефис и тире – абсолютно разные знаки. Дефис на компьютерной клавиатуре не отделяется пробелами, в отличие от тире. Но дефис – это только элемент, который соединяет две части слова или служит знаком переноса.

www.rutvet.ru

Современная музыкальная нотация — это… Что такое Современная музыкальная нотация?

Нотная запись

Современная музыкальная нотация, 5-линейная тактовая нотация — разновидность западноевропейской линейной нотации, применяемая для кодификации музыки.

Пятилинейная партитурная нотация, систематически применяемая в Европе с XVII века, в наши дни является частью элементарной теории музыки, а наиболее новаторские её образцы — теории современной композиции. Запись музыкального произведения именно в такой нотации чаще всего имеют в виду, когда говорят о «нотной записи» или просто о «нотах».

Исторически пришла на смену мензуральной нотации в европейской музыке (до которой была невменная нотация), и крюковой (и кондакарной) в древнерусской церковной традиции.

Описание

В современной музыкальной нотации музыкальные звуки записываются с помощью набора символов, основными из которых являются ноты. Ноты располагаются на линейке, как правило, из пяти параллельных линий, называемой нотоносцем. Положение символа ноты на нотоносце определяет высоту обозначаемого звука и порядок исполнения звуков. Длительность звука обозначается применением разных вариаций символа ноты.

Кроме нот и нотоносца применяется множество дополнительных символов, позволяющих обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также сокращенно записать распространённые приёмы, передачу характера и уровня громкости произведения, особенности артикуляции и многое другое.

Кроме этого применяются наборы символов, предназначенные для облегчения записи произведений для какого-либо специфического инструмента, например символы управления педалями для фортепиано или символы аппликатуры для гитары.

Символы

Линии

Но́тный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням диатонического звукоряда. Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой.
Доба́вочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).
Та́ктовая черта́
Используется для отделения тактов (см. Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.
Двойна́я та́ктовая черта́
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.
Пункти́рная та́ктовая черта́
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.
Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).

Ключи

Ключ определяет диапазон высот, или тесситуру, нотоносца, на котором он размещён. Как правило, ключ — это первый слева символ на нотоносце. Дополнительные ключи могут быть расположены в середине нотоносца, обозначая смену регистра для инструментов с широким диапазоном звучания. В старой музыке ключи могли быть помещены на любую из линий стана.

Ключ «соль»
Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.
Ключ «до»
Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.
Ключ «фа»
Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.
Нейтральный ключ
Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента.

Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.

Длительности

Длительности нот и пауз измеряются не в абсолютных значениях, а по отношению к длительности других нот и пауз произведения. За условную единицу времени может приниматься любая длительность. Далее за условную единицу времени принята четвертная нота и обозначена как R.

Длительности короче, чем 128-е, тоже могут встречаться. Например, 256-е ноты встречаются в работах Вивальди и даже Бетховена.

Интересно:
  • Название длительности ноты или паузы короче четвертной можно легко получить по формуле: -я нота (пауза), где a — число флажков в символе ноты (паузы).
  • Число долей, входящих в ноту или паузу, можно подсчитать по формуле: , где a — число флажков в символе ноты (паузы), а b — нижнее число в обозначении метра.

Остановки

Люфтпауза (люфт-пауза)
Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.
Цезура
Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют. Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Ключевые знаки альтерации действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

Бемольные тональности
В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
Диезные тональности
В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Метр

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

Произвольный размер
Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).
Четыре четверти
Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.
Alla breve (Алла бреве)
Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2.
Темп метронома
Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение нот

Ли́га связующая
Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.
Ли́га фразировочная
Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.
Лега́то
Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.
Глисса́ндо
Плавный переход от одной ноты к другой.
Лигату́ра
Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.
Трио́ль
Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.
Акко́рд
Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интерва́лом.
Арпе́джио (Арпеджиа́то)
Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Динамика

Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.

Изредка встречаются обозначения типа pppp или ffff и т. д., указывающие на крайнюю степень громкости (интенсивности) звука.

Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах.

Обозначение Наименование Уровень громкости,фон Громкость, сон
fff Форте-фортиссимо — самое громкое 100 88
ff Фортиссимо — очень громкое 90 38
f Форте — громкое 80 17,1
p Пиано — тихое 50 2,2
pp Пианиссимо — очень тихое 40 0,98
ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 30 0,36

[2]

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

Стакка́то
Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Стаккати́ссимо
Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. На длительность ноты это обозначение не влияет.
Акце́нт
Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.
Пиццика́то левой рукой или Зажатая нота
Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.
Щёлкающее пиццика́то
Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.
Натуральный флажоле́т или Открытая нота
На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.
Тену́то
Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.
Ферма́та
Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.
Смычок вверх
Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз.
Смычок вниз
Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.

Мелизмы

Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.

Вибрато
Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания.
Трель
Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.
Мордент
Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.
Группетто
Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.
Форшлаг (долгий форшлаг)
Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.
Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)
Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.

Перенос на октаву

Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.

Выше на октаву
Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.
Ниже на октаву
Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.
Выше на две октавы
Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы выше, чем записано.
Ниже на две октавы
Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы ниже, чем записано.

Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:

Повторения и окончания

Тре́моло (знак повторения ноты или группы нот)
Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда. Символ может стоять между двумя нотами (интервалами, аккордами), обозначая быстрое поочерёдное повторение нот (групп нот) отличных по высоте. Частота повторения зависит от числа рёбер между обозначаемыми нотами. Количество нот определяют исходя из того, что их суммарная длительность равна длительности самой ноты с тремоло.
Повтор

Обозначает повтор долей или целого такта. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.

Реприза (знаки повторения части произведения)
Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.
Вольта (используется совместно с репризой)

Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку.
При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.

Da capo (с начала)
Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Dal segno (со знака сеньо)
Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Segno (сеньо)
Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno.
Coda (кода)
Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.

Прочие

Эти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:

Нажать педаль
Предписывает пианисту нажать правую педаль.
Снять педаль
Предписывает пианисту снять правую педаль.
Произвольная педаль
Более точное управление правой педалью. Нижнее положение линии означает нажатое состояние педали, верхнее — снятое.

См. также

Примечания

  Современная музыкальная нотация
Нотный стан
Нотные знаки

Ноты (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) • Случайные знаки альтерации (диезы, дубль-диезы, бемоли, дубль-бемоли, бекары) • Добавочные линейки • Длительность (ноты, ноты с точками, паузы) • Аббревиатура

Штрихи
Лиги
Музыка • Теория музыки • Музыкальная нотация

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о